Психологические техники в работе психолога

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

  • Психолог в Москве
  • Запись на консультацию
  • Обучающая программа «Психосинтез»
  • Управление эмоциями
  • Диагностика и повышение энергетики
  • Психология самооздоровления
  • Трудности при знакомстве
  • Семейные проблемы
  • Сценарии жизни. Возрастные кризисы
  • Финансовые проблемы
  • Невезение и жизненные неудачи
  • Проблемы на работе
  • Самореализация людей
  • Психологическая помощь спортсменам. Психологическая консультация спортсменов
  • Искусство публичного выступления
  • Снятие стресса
  • Освобождение от зависимостей
  • Как освободиться от влияния секты

В каждой моей книге приведено не меньше сотни конкретных упражнений .

Убежден: любой совет, не подкрепленный практикой в виде психотехник, так и останется советом.

С этой целью и создан этот раздел, посвященный практическим методам работы над собой.

Прежде всего, я проверил эффективность этих упражнений на самом себе и убедился, что при тщательном самостоятельном выполнении они работают очень эффективно.

Конечно, в моем арсенале упражнений и психотехник намного больше, но я уверен — приведенных практик вполне достаточно, чтобы собрать из них свой собственный комплекс и овладеть им в совершенстве. Важно не количество практик, а качество их применения.

Приведенные упражнения охватывают все основные темы саморазвития человека.

Конечно, выкладывая упражнения и психотехники на сайт для всеобщего использования, я рекомендую вам проявить трезвость и не слишком обольщаться, что ключ к желанной гармонии и счастью теперь в ваших руках.

Здесь выложены действительно эффективные методы, которые придумал я или другие специалисты (в этом случае я просто слегка модифицировал). Но сколь бы хороши они не были, самостоятельно овладеть ими не так-то просто.

Помимо времени, которого всегда нет, и воли, которой обычно хватает ненадолго, требуется ещё и специальная подготовленность, знание нюансов, деталей, возможных трудностей выполнения.

Кроме того, необходимо профессиональное «отзеркаливание» вашей работы с помощью практического специалиста в этой области – полностью контролировать процесс изнутри попросту невозможно.

Психологические техники в работе психолога

Упражнение № 1«Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике)

Шаг 1. Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:

  • «Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;

«Я испытываю тревогу ,потому что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;

«Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.

  • Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета;

  • На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то, что почувствовали.
    • Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;

    Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.

  • После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.
  • Упражнение № 2 «Преодоление страха» (по Эллису)

    • Постарайтесь посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом;

    • Честно и откровенно расскажите о своем страхе доверительному лицу и покажите свои эмоции, которые Вы при этом испытываете;

    Постарайтесь найти первопричину Вашего страха, т.е. иррациональное (неправильное, ложное) представление о должном и заменить его на рациональное(разумное);

    Наблюдайте за своими страхами, признавайтесь себе, что они мелочны и ничтожны и находите «правильное» представление о должном, оспаривайте и постепенно преодолевайте их.

    Психологические техники в работе психолога

    Упражнение № 3 «Повышение творческой активности» (по Д.Скотту)

    Шаг 1. Записываем идеи и решения проблемы – без особых раздумий взять лист бумаги и написать первые, которые пришли Вам в голову решения данной проблемы.

    Это необходимо для того, чтобы исключить все Ваши возможные страхи и переживания за последующую неудачу, исключить все «тормоза» и влияние механизмов Вашего сознания, которые могут, а самое страшное, что наверняка возникнут при длительных размышлениях.

    Упражнение № 4 «Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)

    Упражнение № 5 «Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)

    • В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;

    В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.

    Психологические техники в работе психолога

    Упражнение № 6 «Коррекция негативного поведения путем самоанализа» (по Д.Рейуортеру)

    • Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то, как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.;

    Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.;

    Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению.

  • Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело».
    • Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;

    Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.

  • Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства».
    • Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас;

    Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим.

  • Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания».
    • Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать;

    Если мыслей много, то понаблюдайте, как одна мысль сменяет другую. Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них.

  • Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли».
  • Упражнение № 7 «Кто я?» (по Т.Йоуменс)

    Шаг 1. В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы.

    Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы по Вашему мнению?».

    Шаг 2. Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса.

    Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.

    Психологические техники в работе психологаВ психологии существует отдельный раздел практических медитативных методик — психологические техники. Они используются для принятия решения в спорной ситуации, уравновешивания эмоционального состояния, развития внутренней энергии. Применять методики саморазвития может любой человек, испытывающий проблемы в общении, личностном росте, карьере.

    Особенности методики

    Техники, направленные на внутреннее диагностирование, помогают определить проблему. Методики, работающие с сознанием и подсознанием, снимают тревожность, нормализуют самоощущение, помогают наладить отношения с семьей и коллегами.

    Как помочь самому себе?

    Наработки практической психологии можно использовать самостоятельно в любой стрессовой ситуации. Они помогают:

    • сгладить последствия конфликта;
    • выработать психологический иммунитет;
    • снять эмоциональное напряжение;
    • прийти к внутренней гармонии;
    • найти решение в сложной жизненной ситуации.

    Медитативные практики для самостоятельного использования не требуют специальной подготовки и отдельного места. Для получения ощутимого эффекта достаточно 15 минут в день.

    Заземление

    Психологические техники в работе психологаМетодика, позволяющая ощутить себя в моменте, отвлечься от окружающей суеты, снизить неуверенность. Для ее выполнения нужно сесть или лечь на пол, закрыть глаза, максимально расслабиться. На выдохе следует представлять, как негативная энергия выходит из тела, на вдохе — мысленно впитывать в себя энергию земли.

    Регулярная практика заземления помогает сохранить баланс энергий, ощущать бодрость и рабочий настрой в течение дня. Практиковать заземление можно даже во время напряженной работы. Нужно найти взглядом комнатное растение или аквариум и сфокусироваться на нем в течение 1 минуты.

    Что такое смысл жизни?

    Поиск смысла жизни не обязательно должен быть глобальным вопросом. В сложной жизненной ситуации смыслом становится незначительная на первый взгляд причина. Поиск и постановка подходящего личного смысла требует полного расслабления. Нужно принять удобную позу, расслабиться и задать подсознанию волнующий вопрос.

    Первые ассоциации, появившиеся перед мысленным взором — подсказка подсознания. Определить, что она означает, можно, основываясь на личных взглядах.

    Учимся управлять эмоциями

    Психологические техники в работе психологаУпорядочивать эмоции полезно и мужчинам, и женщинам. Чтобы успокоиться и взять себя в руки, следует использовать технику удержания кувшина. Нужно представить на уровне груди красивый сосуд, наполненный водой. Он наполнен чистой прозрачной водой. Как только вода в сосуде начнет плескаться и рискует перелиться, нужно мысленно успокаивать ее, выравнивая сосуд. Прибегать к этой технике следует при первых признаках злости или волнения.

    Учимся прощать

    Способность прощать — умение, для познания которого нужно достичь определенного личностного роста. Прощение не может быть вынужденным, оно должно быть искренним. Чтобы простить обиду, следует представить обидчика ребенком. Он капризничает, злиться, обижает других, но на самом деле он напуган и не знает, как себя ввести. Он совсем не страшный и не может навредить. Нужно постараться успокоить ребенка, дать ему игрушку, обнять. Пусть почувствует тепло и принятие. Практика техники прощения помогает избавиться от тревожности, обрести уверенность в себе.

    Как найти компромисс?

    Умение вовремя принять серьезное решение может быть жизненно важным. Снять внутренне напряжение, мешающее выбрать верный вариант, помогут тактики расслабления. Для этого подходят дыхательные упражнения: дыхание на счет от 1 до 10. После каждого вдоха задерживать дыхание, постепенно увеличивая время. После десятого вдоха задержать воздух как можно дольше и медленно выдохнуть.

    Избавляемся от негативных воспоминаний

    Психологические техники в работе психологаЗабывать негативные пережитые моменты сложно, они мешают самореализации и построению выполнимых планов на будущее. Чтобы снизить влияние негативных воспоминаний на текущее время, нужно использовать технику убеждения. Следует мысленно представить неприятное воспоминание в виде воздушного шара.

    На нем написаны слова, вызывающие обиду и злость. Шар наполняется воздухом, увеличивается, ему сложно оставаться на месте. Как только шар станет достаточно большого размера, чтобы на нем поместилось все, что хочется написать, следует отпустить шар и позволить ему улететь, унося собранный негатив.

    Как нужно реагировать на критику?

    Критика, даже самая доброжелательная, может нанести серьезный удар самолюбию. Человеку свойственно воспринимать критику работы как критику личности. Поэтому негативный отзыв о работе переносится на себя и воспринять его без негатива сложно. Среди психологических техник в работе психолога для адекватного принятия критики используют:

    1. Технику независимости — умение разделять оценку работы от личностных качеств создателя.
    2. Технику переоценки — восприятие критики работы как возможности развития, перехода на новый уровень мастерства.
    3. Технику стороннего наблюдателя — представление себя случайным зрителем, который беспристрастно наблюдает за процессом разбора.

    Следует отличать полезную критику от оскорбительных высказываний. Доброжелательная критика, даже высказанная в резкой форме, всегда направлена на рост и развитие. Критик не просто отмечает слабые места, он объясняет, как улучшить работу, дает конкретные рекомендации.

    Полезное видео

    В видео собрано 20 психологических лайфхаков, которые сделают Вашу жизнь проще.

    В психологии есть такой метод – расстановки. Возможно, вы о них слышали. Для них необходим психолог – специалист по расстановкам, а также помощь группы добровольцев.

    Но знаете ли вы о том, что психологические расстановочные практики их можно использовать при индивидуальной работе с психологом на сессии, а также работая над собой самостоятельно? Предлагаю вам несколько методов, которые помогают решать проблемы. Их преимущество в том, что они помогают не только найти решение, но и навести порядок в голове – расставить все по своим местам. На то эти техники и расстановочные.

    Практика «Плюшевый мишка»

    У вас наверняка есть какой-то человек из прошлого, с которым вы до сих пор у себя в голове не разобрались. Обычно это бывший муж (парень, жених), но может быть и кто-то из родителей, подруга или даже особо неприятный коллега по работе.

    Вы можете уже давно не общаться, но он до сих пор с вами, в вашей голове. Вы до сих пор злитесь и обижаетесь, может быть даже ведете с ним внутренние диалоги. И это отнимает очень много энергии, да и просто портит настроение.

    Давайте это прекращать!

    Вот практика, которая поможет снять если не все, то большую часть эмоций по поводу незавершенных отношений и незаконченных разговоров.

    Психологические техники в работе психологаНайдите момент, когда будете дома в одиночестве. Выберите человека, который вызывает у вас непроходящие негативные эмоции. Возьмите два стула и поставьте их друг напротив друга. На один посадите плюшевого мишку или любую другую игрушку, куклу, фигурку. Или вообще поставьте любой предмет. Это и будет у нас тот самый человек.

    На другой стул садитесь сами и начинайте рассказывать мишке все, что думаете о нем, то есть о том неприятном человеке. Рассказывайте все, что думаете, любыми словами. Можно кричать и угрожать. Бить не надо, это другая практика. 🙂

    Потом увидите, насколько стало легче.

    Практика «Два стула»

    Повышаем градус безумия. Теперь будем разговаривать просто со стулом. А если серьезно, то я предлагаю вам еще более глубокую практику, которая потребует большей внимательности и осознанности. Но я уверен, что вы справитесь.

    Практика подходит для проработки сложных ситуаций и негативных эмоций, причем не только с людьми. С ней вы можете решить проблему с ситуациями, в которых у вас нет одушевленного партнера: с болезнями, деньгами, призванием и так далее.

    Для этого вам снова нужны два стула. На один садитесь сами, на другом воображаете человека, проблему или ситуацию, с которыми хотите поговорить.

    Например, вы часто болеете и подозреваете, что это связано с психологическими проблемами, то есть ваша болезнь пытается вам что-то сказать.

    Садитесь на стул и представляете, что на другом сидит ваша болезнь. Спросите ее, почему она возникает. Можно сначала высказать свои предположения.

    Озвучив свои мысли и задав вопрос, пересаживайтесь на стул болезни, похлопайте себя по груди и скажите «А-а-а-аа» и говорите. «Я не. (называете ваше имя), я ее болезнь».

    И говорите себе в ответ — от лица болезни – что в голову взбредет. Тут-то вы и можете узнать много нового и интересного о том, что на самом деле с вами происходит.

    После того, как высказались, обязательно опять постучите себя по груди как Тарзан и скажите «А-а-а-а-а, я не болезнь, я. (ваше имя)». Вот это нужно проделать обязательно, это техника безопасности.

    Как я уже сказал, это можно делать с любыми ситуациями, людьми, проблемами. Например, если вы не можете наладить отношения с человеком, можете посадить его воображаемый образ на стул и поговорить за него. Если не можете завязать отношения, можете поговорить со своей внутренней женщиной или с «отношениями», как абстрактным понятием, или с «семьей вообще», как с некой личностью, сущностью, эгрегором – на тему, что вы делаете не так, почему отношений и семьи нет.

    Но помните о технике безопасности – обязательно напомните себе после практики, что вы – это вы.

    Тибетская практика решения конфликтов

    А теперь давайте снова поговорим о конфликтах. Уверен, они у вас бывают, ведь вы живой человек. И часто сложно понять, как так вышло, что возникла ссора – особенно если речь идет о близких.

    Психологические техники в работе психологаКонфликт возникает, когда мы не понимаем точку зрения другого человека, не понимаем, что им движет. И конфликт – это нормально и даже полезно. А вот ссора может быть утомительной и разрушающей.

    Разница во мнениях, разные цели – этого еще недостаточно для настоящей ссоры. Люди всегда могут договориться, найти вариант, который устраивает обоих, если они понимают друг друга. Понять другого человека – это не значит сказать «Потому что он дурак». Понять – значит задуматься и прочувствовать его мотивы. Как же это сделать?

    Сегодня я предложу вам тибетскую практику решения конфликтов. Проверено веками.

    Как ее выполнять? Можно в одиночестве или при помощи друга.

    Возьмите любой недавний или актуальный конфликт – на работе, дома, в магазине, где угодно. Встаньте в один угол комнаты и расскажите о нем со своей точки зрения.

    Потом встаньте в противоположный угол и расскажите о конфликте от лица второго участника. Так вы в прямом смысле сможете встать на его позицию.

    Наконец, встаньте на стул посреди комнаты и расскажите о ситуации как бы «сверху». Это будет способ стать объективнее.

    Почему важно перемещаться по комнате, что это дает? Теоретически можно просто рассказывать все три позиции, оставаясь на месте. Но это будет не так действенно.

    Меняя положение в пространстве, мы даем нашему сознанию переключиться и понять, что «все это происходит на самом деле и это важно». Тогда больше шансов поменять точку зрения.

    А однажды осознав, что чужое мнение имеет право на существование, мы гораздо легче сможем уступить и договориться с другими людьми.

    Используйте техники расстановок в любой удобный момент. Они отлично помогают решать даже самые сложные вопросы. А для тех, кто предпочитает выписывать свои мысли, я предлагаю письменные методы решения психологических проблем:

    Войти

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    • Recent Entries
    • Archive
    • Friends
    • Profile
    • Memories

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ДУШЕВНЫХ СТРАДАНИЙ

    Психологические техники в работе психологаСлова могут вызывать душевную боль или излечивать от нее. Проблема в том, что некоторые слова ассоциируются со страданиями.

    Например, когда произносится слово «ухо», бессознательная составляющая психики практически незаметно от сознания слегка касается вниманием указанной части тела.

    Так и в случае со страданиями, если человек произнесет слово, ассоциирующееся с какой-то травмирующей ситуацией, он не испытает конкретной боли, но отголосок душевных страданий все-таки напомнит о ней.

    Как избавить себя от страданий? Для восстановления душевного равновесия психологи разработали множество техник. Две наиболее эффективные из них и будут описаны ниже. Итак.

    ТЕХНИКА «РАЗРУШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ»

    Для успешного выполнения этой техники важно понимать, в чем заключается главное отличие душевной боли от страдания. Боль характеризуется интенсивными переживаниями, которые переносятся человеком относительно легко и зачастую без последствий. Что же касается страдания, процессы его зарождения протекают на уровне психики, и в его основе всегда находится такое действие, как активное подавление внутренних переживаний. То есть человек запрещает себе чувствовать боль, но от этого она не исчезает, а переходит в форму мучительного душевного страдания. И вот как это происходит.

    Когда человек не в силах справиться с сильными переживаниями, он подсознательно сужает канал собственного восприятия, в котором они зародились. При этом возникает некий психологический блок, на который наталкиваются переживания.

    Описанный процесс называется подавлением. Именно из-за него возникают страдания, а также длительная и притупленная боль. Ведь на пути переживаний находятся многочисленные зажимы, то есть блоки, созданные психикой. Упираясь в зажимы, боль стократ усиливается, что и причиняет невыносимые душевные муки.

    Любая энергия в теле должна циркулировать беспрепятственно – таково условие нормального течения психических процессов. От них зависит эмоциональное равновесие и психологическое здоровье в целом. А человек, вместо того, чтобы обеспечить свободный ток энергии, наоборот, возводит многочисленные блоки, заставляя боль скапливаться в одном месте, усиливаться и вызывать страдания.

    Техника направлена на избавление от психофизиологических блоков и зажимов с целью расширения сознания и высвобождения подавленной боли.

    Мудрые японцы знают, что боль является семенем, из которого произрастает радость. И правда, любая болезнь отступает после фазы обострения. Для разрушения психологических зажимов необходимо искусственно вызвать боль и страдания, которые психика когда-то не смогла «переварить», упрятав их глубоко в подсознание.

    Лягте и расслабьтесь. Полежите спокойно примерно 5 минут. Затем начинайте вспоминать все моменты, когда Вам доводилось испытывать душевную боль. Это могут быть такие эмоции, как отчаяние, испуг, стыд, грусть, печаль, страх или унижение. Возможно, это будет скопление множества противоречивых чувств.

    Вновь и вновь переживайте моменты, когда Вам пришлось испытать перечисленные выше эмоции. Вспоминайте каждую мелочь. После этого простите себя и своего обидчика, если он фигурировал в ситуации. Чтобы это было легче сделать, поймите, что в тот момент он и Вы просто не могли поступить иначе, тогда это было наиболее приемлемым решением.

    Повторяйте сеансы каждый день, желательно перед сном. С каждый днем Вы будете ощущать, как боль ослабевает, а затем и вовсе исчезает. А если нет боли, значит, не будет и страданий!

    ВЕРБАЛЬНАЯ ТЕХНИКА НА ОСНОВЕ АФФИРМАЦИЙ

    Очень часто человек, сам того не замечая, обманывает себя. Говорит, что все хорошо, когда все плохо. Поняв это, у него может возникнуть желание разобраться в себе и устранить проблему. С этой целью он много анализирует свое поведение, советуется с близкими людьми, консультируется у психолога и т. п. Но, к сожалению, этого может оказаться недостаточно. Необходимо еще иметь и мощный инструмент, которым могут выступить слова. Они обладают поистине «колдовской» силой.

    Вскрыть и обезвредить психологические блоки, которые были взращены самообманом, можно только при условии, что человек будет полностью откровенен с собой. Здесь очень важным является готовность и стремление к обнародованию собственных страхов, даже если человек признается в них только самому себе. Если же он будет заставлять себя признаться, обязательно сработает защитный механизм, в результате чего блоки спрячутся глубоко в подсознание. Это приведет к нарушению механизмов подавления и, соответственно, усугублению проблемы самообмана.

    Психологи рекомендуют избавляться от боли и страданий путем аффирмаций (фраз), которые являются одной из наиболее эффективных вербальных техник самовнушения. Настрои помогут разблокировать и восстановить механизмы подавления, изменят мысли и отношение к определенным явлениям и ситуациям.

    Произносить фразы следует ежедневно. Выберите 1-3 установки и проговаривайте их вслух, расположившись напротив зеркала. Если такой возможности нет, то можно произносить аффирмации мысленно.

    Аффирмации на разрушение психологических блоков

    • Психическая энергия течет по моему телу легко и беспрепятственно
    • Зажимы и блоки быстро разрушаются под натиском моей уверенности, целеустремленности и упорной работы
    • Мне подвластны абсолютно все процессы, протекающие в моей психике
    • Я легко нахожу верные решения путем тщательного анализа своих внутренних переживаний
    • В произносимых мной словах сосредоточена могущественная сила, которая помогает добиваться цели
    • Я открываю каналы восприятия космических энергий, которые наполняют мое тело и очищают психику
    • Функции моей психики полностью восстановлены и отрегулированы
    • Мне нравится работать над своими детскими комплексами, устраняя их и превращая в сильные качества
    • Я легко ломаю психологические барьеры, невольно возводимые мной в течение долгих лет
    • Подавленная когда-то мной энергия легко высвобождается
    • Я очень силен в эмоциональном плане, поэтому в силах устранить все возникшие проблемы

    Вспомните, возможно, Вам когда-то приходилось интуитивно ощущать потребность в обострении подавленной боли, чтобы яснее понять и разобраться в переживаниях. Именно в возникновении такой потребности и проявляется скрытое стремление очистить психику от ненужных блоков, зажимов, барьеров и комплексов.

    Изберите для себя наиболее подходящую из описанных техник, которая поможет избавиться от душевной боли и страданий.

    Я читаю много материалов по психологии, внимательно читаю эту вашу Эволюцию, как и творчество всех более-менее ярких представителей современной психологии. В каждом из таких представителей могу найти что-то полезное для своей психологической практики. Людей с большим опытом в какой-либо сфере тяжело удивить (хотя и случается такое, слава Богу). Спокойно отношусь даже к тем, кто фанатеет от некоторых личностей психологов и полупсихологов. Некая влюбленность и неофитство бывают полезны и вполне нормальны.

    Помимо общеизвестного, есть техники, которые не находятся в мейнстриме, потому что работа с ними может подпортить репутацию достопочтенному специалисту. Ребят, я знаю, в том числе, и очень необычные, даже странные техники. Навскидку из необычного: методы психодрамы с использованием элементов бдсм, ролевые игры для проработки подавленных чувств, телесные техники на развитие способности женщин к оргазму, техники для достижения откровенности с использованием веществ (например).

    Держу глаза открытыми для всего нового и полезного. Поверьте, если завтра вдруг появится новая уникальная, супер-эффективная (по утверждению авторов) техника, то грамотному специалисту с большим опытом в психологии будет несложно ей овладеть. Но пока что вижу только регулярные заявления психологов о создании способа решения любых проблем.

    Психологические техники в работе психолога

    Как только такая техника появится, она сразу завоюет мои помыслы, и я вскоре начну ее использовать. При всей корыстности, в которой часто обвиняют психологов, большинство из них заинтересованы в наиболее эффективных результатах от своей работы. Сильные специалисты держат нос по ветру и готовы подхватить уникальные наработки коллег.

    На мой вкус, пока что самым эффективным (для глубоких изменений) я вижу различные виды техник глубокого расслабления, одним из вариантов которых является Техника глубокого погружения в тело. Позволяет работать как с поверхностными слоями (этим занимаются многие психологи), так и не бояться брать на себя путешествие в самые-самые глубокие слои (с этим редко кто умеет работать). Но в решении большинства психологических трудностей приходит время работы с глубокими слоями психики, иначе (после первых восторгов при работе с любым психологом) пытливому уму кажется, что процесс изменений остановился и, по большому счету, ничего не изменилось.

    Не буду принижать труд психологов. Изменения происходят. Одним из таких изменений является проработка внешнего слоя проблем и соприкосновение с более глубоким слоем. Это тоже хорошо. Просто пришло время найти психолога, который поможет двигаться дальше.

    Психологические техники в работе психолога

    Уверены: нет ни одного метода психотерапии, который был бы лучше всех остальных:) Зато у каждого специалиста есть любимые – методы, приемы, техники, психологические упражнения…

    И мы приглашаем психологов сегодня рассказать о своих любимых инструментах работы.

    • О том, что чаще срабатывает – или что Вы применяете в исключительных случаях.
    • О том, что нравится клиентам – или интересно Вам самому.
    • О чем-то новом – или о том, чему Вы обучаете других.

    Получите консультацию от наших психологов!

    Инкина Оксана Николаевна

    В своей работе я применяю различные психотерапевтические подходы, а техники и приемы варьируются в зависимости от запроса, состояния клиента и его готовности к творчеству.

    Если клиент не готов к активной творческой работе, то в основе работы будет психотерапевтическая беседа с элементами активного или рефлексивного слушания, открытых вопросов и, конечно же, эмпатии с отражением чувств и эмоций клиента. Часто консультирование в таком русле я выстраиваю до установления достаточной степени доверия. На первых этапах работы также хорошо работают техники из серии открытых вопросов с людьми, у которых преобладает логический стиль мышления.

    Конечно, без перечисленных техник не обойтись на таких этапах работы, как знакомство и установление контакта, интервьюирование клиента, постановка и проверка гипотез.

    Однако на этапе коррекционного воздействия беседы бывает недостаточно.

    И тогда каждый психолог достает из своего сундучка любимые техники и приемы.

    Наверное, следует сказать, что я в большей степени сторонник психотерапевтической педагогики, и в работе всегда делаю акцент не только на психотерапии, но и на обучении. Одна из важных задач психолога, на мой взгляд — научить клиента другому поведению, научить самостоятельно применять доступные психологические инструменты, тем самым популяризируя психологию как инструмент повышения качества жизни и формируя лояльность людей к психологии как науке в целом.

    Поэтому на всех этапах работы с клиентом я даю домашнее задание. Техники и упражнения, которые останутся с ним как практический инструмент после завершения работы.

    Для умения анализировать собственные эмоции и чувства, повышения самооценки, формирования любви к себе, профилактики обесценивания я предлагаю клиентам вести дневник. Например, после того, как они научаются распознавать и фиксировать эмоции в дневнике, мы учимся их принимать и управлять ими.

    В начале работы психологом я отметила у себя довольно высокий уровень эмпатийных способностей, в частности, я очень хорошо считываю с клиента эмоции, которые он прячет в теле. Отзеркаливание этих ощущений помогает продвинуться к сути проблемы, а также формирует у клиента способность к распознаванию собственных эмоций и пониманию, куда он их прячет, а в дальнейшем мы учимся прорабатывать эмоциональные блоки. Данный прием хорошо помогает при работе с психосоматикой. Как правило, результат появляется довольно быстро.

    Примерно полтора года назад я начала работать онлайн, и одним из моих опасений было то, что я не смогу так хорошо чувствовать и считывать клиента на расстоянии. Однако после нескольких первых консультаций и обратной связи клиентов опасения развеялись: для эмпатии — расстояние не помеха.

    Поэтому постепенно я стала смелее внедрять техники очного консультирования в онлайн-работу. На данный момент в онлайн консультировании мною опробованы и техники гештальта, и арт-терапии, и расстановочные техники.

    Мои клиенты с удовольствие пишут письма, рассказы, рисуют и лепят из пластилина как очно, так и онлайн.

    Техники арт-терапии хорошо работают, когда включается сопротивление или клиент не склонен к анализу, хороши эти техники и при работе с психосоматикой.

    Например, я предлагаю нарисовать свое состояния, чувства, симптом, а далее мы работаем с рисунком или вылепленной фигурой, дорисовывая его, трансформируя. Работа с одним рисунком может длиться не одну сессию.

    На прояснение проблемы хорошо работают техники малого рассказа. Я предлагаю представить предмет, который ассоциируется у клиента с его проблемой, и написать об этом сказку, рассказ. Далее мы работаем с текстом. Как правило, такие тексты очень информативны и хорошо описывают начальный незавершенный гештальт. Далее, используя сказко-терапию, можно исследовать и работать с жизненным сценарием.

    Также я люблю применять расстановочные техники при работе с запросами про отношения. В онлайн работе мы используем чистые листы бумаги, на которых пишем имена либо периоды жизни, обстоятельства клиента, которые нужно проработать. Далее клиент становится на лист и расстановка идет, как обычно. Эффективность в онлайн режиме такая же, как и в очной консультации.

    Еще хочется отметить аудио-аутотренинг, который я активно применяю, особенно при работе с эмоциональными состояниями. После прояснения проблемы и формулирования запроса записываю аудио-тренажер в форме медитации для конкретного клиента, который он применяет между сессиями. В процессе применения он учится техникам расслабления, проработки эмоций, снятия запретов, формирования нового позитивного опыта. Данные техники, по отзывам клиентов, имеют высокую эффективность в совокупности с общей психотерапевтической работой.

    В заключение хотелось бы сказать, что арсенал психотерапевтических техник очень большой, и, выбирая что-то для работы, нужно ориентироваться на уместность, результативность, на готовность клиента и терапевта к творчеству.

    Использование различных техник делает работу более эффективной и интересной не только для клиента, но и для терапевта, что снижает вероятность профессионального выгорания и деформации.

    Современная психология располагает широким арсеналом техник, разработанных в рамках различных психологических концепций. Но многие психологические техники так или иначе включают в себя элементы внушения, убеждения, влияния на человека, с которым ведется работа. Поэтому нужно дать краткую характеристику этим методам.

    Под внушением в психологии понимается воздействие человека на человека, группы на человека, человека на группу, при котором используется не логическая аргументация, не доказательность, не обращение к разуму, к рассуждению, но осуществляется особым образом организованное влияние на эмоциональную сферу, на подсознание, на инфантильные пласты опыта человека. Доминирует правое полушарие, логический анализ ослабляется.

    Внушающее воздействие складывается из целого ряда элементов. Во-первых, это авторитет психолога, который проводит работу. Имеет значение должность, которую он занимает, ученое звание, степень, внешний вид, манера поведения и т.д. Во-вторых, внушающее воздействие оказывает теоретическая концепция, которой придерживается психолог. Клиенты узнают, что будут заниматься психоанализом, гештальттерапией, участвовать в тренинге личностного роста и т.д. Магия таких терминов создает определенную установку на успех предстоящей работы.

    Воздействие усиливается под влиянием группы, которая включается в работу, поддерживает авторитет руководителя и заставляет отдельных ее членов направлять свою активность в нужном направлении.

    В отличие от внушения, убеждение предполагает доказательность, аргументированность, логичность. При использовании данного метода психолог должен на конкретных примерах показать научную обоснованность применяемой теории, эффективность ее практической реализации, логику предстоящей работы и ее ожидаемые результаты.
    Как уже отмечалось, психологические техники непосредственно связаны с основными теоретическими положениями тех или иных концепций. В частности, в психоанализе используются техники, позволяющие выявить скрытые подсознательные комплексы, актуализировать вытесненные инфантильные переживания. Используются метод анализа сновидений, оговорок, спонтанных высказываний, клиническая беседа, метод спонтанного рисования. Широко известный в психологии метод незаконченных предложений также направлен на выявление неосознанных или недостаточно осознанных, вытесненных потребностей, страхов, мотивов поведения.

    Клиент должен освободиться от гнетущих его подсознательных переживаний, актуализировать, вскрыть, выплеснуть их. Это может сопровождаться бурной эмоциональной реакцией, аффектом, после чего наступает катарсис. Такое состояние может стать и результатом клинической беседы, результатом психодрамы, когда человек в специально созданных условиях, в ходе ролевого взаимодействия с другими членами группы «проигрывает» свою проблему, моделирует волнующую его ситуацию и находит выход из нее.

    Психодраму можно рассматривать как элемент игровой терапии, в ходе которой не только выявляются психологические проблемы человека, но и организуется деятельность по их преодолению. В этом плане она реализует положения бихевиоризма, придающего большое внимание отработке конкретных поведенческих навыков и умений вместо малоэффективной словесной стимуляции.

    В рамках трансактного анализа Э.Берна ведется работа по выявлению содержания базовых ролей личности – Родителя, Взрослого и Ребенка, по уточнению степени представленности (пропорциональности) этих ролей в общей структуре личности. Конкретные психокоррекционые техники предполагают проигрывание этих ролей, отработка общения в рамках разных ролевых позиций, преодоление ролевых конфликтов. В теории Берна большое внимание уделяется диагностике тех жизненных сценариев, которые на подсознательном уровне влияют на поведение человека, освобождению от непродуктивного сценарного поведения.

    В теоретической концепции К.Роджерса большое внимание уделяется развитию творческой активности личности, поэтому конкретные психотехники подчинены этой задаче. Это техники развития воображения, образной и логической памяти, творческого мышления, спонтанного самовыражения, выявление индивидуальной неповторимости личности.

    В ходе лабораторных и практических занятий будут рассмотрены конкретные техники и определены области их применения.

    Вопросы по содержанию лекции.

    1. Перечислите основные направления современной психологии.

    2. Что такое методологическая основа концепции? Как влияет

    методологическая основа на характер концепции?

    3. В чем заключается сущность психоаналитической концепции?

    Какие критические замечания высказывают специалисты

    4. Каковы современные тенденции в развитии психоанализа?

    5. Расскажите об основных теоретических положениях концепции

    6. В чем состоит сущность трансактного анализа Э.Берна?

    Какие психологические техники используются в рамках этой теории?

    7. Дайте краткий обзор современных методов и техник

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Мичуринский государственный аграрный университет»

    Психологические техники в работе психолога

    Дети воспринимают окружающий мир иначе, чем взрослые. Они по-другому выражают свои мысли, чувства и переживания. Незрелость психики ребёнка, его впечатлительность, требуют применения особых техник, которые призваны заинтересовать малыша и помочь ему раскрыться, пережить сложную ситуацию, сделать минимальными последствия травмы.

    Любой сеанс с применением психотерапевтических технологий проводится в комфортной и естественной для ребёнка обстановке и начинается с установления доверительного контакта между маленьким клиентом и специалистом. Внимание детского психолога обычно направлено на то, что малыш думает, чувствует и как он действует. Наиболее распространёнными методами и подходами при работе с детьми являются игровая песочная терапия, арт-терапия, в работе с подростками хорошо зарекомендовал себя гештальт-подход.

    Игровая терапия

    Игра – ключевой способ общения ребёнка с окружающим миром. Содержание детской игры, распределение ролей, проигрываемые ситуации и конфликты дают специалисту важную информацию о состоянии психики маленького человека и возможных направлениях терапевтической и коррекционной работы.

    Наиболее эффективно методы игровой терапии действуют при обучении детей нормам социального поведения и правилам выстраивания взаимоотношений с окружающими. Игра помогает лучше понять себя и чувства других людей. Например, ребёнку сложно наладить взаимоотношения со сверстниками. Психолог помогает ему обыграть аналогичную ситуацию, используя игрушечных героев, объясняя суть конфликта и подсказывая возможные пути его разрешения.

    Игровая песочная терапия

    Песочная терапия – метод в рамках аналитической психологии. Выделяют юнгианскую песочную психотерапию и арт-терапевтическую практику. В первом случае используется поднос с песком и большое количество миниатюрных предметов. Арт-терапевтическая практика подразумевает использование фокусирующих техник, интерактивных игр и упражнений.

    Также популярными в психотерапевтической работе с детьми являются игры с песком. Они развивают мелкую моторику, благотворно влияют на эмоциональное самочувствие, снижают общий уровень тревожности детей. Формы и варианты занятий с использованием песка зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и конкретных целей работы с детьми. Пересыпание песка расслабляет и успокаивает, лепка развивает фантазию и воображение, поиск спрятанных «сокровищ» тренирует внимательность, упорство и исследовательские качества, а рисунки на песке позволяют дать выход накопившимся эмоциям и переживаниям.

    Арт-терапия

    Сюда относятся все виды терапии, связанные с искусством. Возникновение арт-терапии связано с заметным положительным влиянием творчества на психику любого человека. Когда дети лепят, рисуют, делают поделки или аппликации, они бессознательно переносят свои чувства и переживания на бумагу или пластилин. Выделяют следующие разновидности арт-терапии:

    • Изотерапия – живопись, роспись, лепка. Ребёнок получает возможность выразить свои желания и проблемы через творчество и освободиться от внутреннего стресса;
    • Танцевальная терапия помогает проявить чувства и переживания в движениях, даёт выход подавляемым эмоциям. Психотерапевту нужно предоставить детям возможность двигаться спонтанно, импровизировать, что позволит максимально эффективно избавиться от накопившихся проблем.
    • Музыкотерапия. Под действием музыкальных вибраций меняется сознание человека, ребёнок становится более спокойным, открытым и позитивным.

    Сказкотерапия

    Чтение терапевтических сказок либо их совместное придумывание воспитывает ребёнка, обогащает его внутренний мир, прививает поведенческие нормы и моральные ценности, а также показывает различные пути выхода из сложных жизненных ситуаций. Психолог может использовать всё разнообразие художественных (авторских и народных) произведений, дидактических, психокоррекционных, терапевтических и медитативных сказок. Символические сказочные сюжеты способствуют развитию эмоционального интеллекта, помогают перевести подсознательное на язык сознания. Комплексная сказкотерапия имеет три формы:

    1. Диагностическая (проективная и архетипическая), помогающая определить индивидуальные особенности человека.
    2. Воздействующая на сознательном и бессознательном уровне (терапевтическая).
    3. Развивающая и психопрофилактическая.

    Гештальт-подход

    Гештальт-подход – направление в психотерапии, ключевой целью которого является полное осознание человеком своих мыслей, чувств, желаний и поступков, поэтому в работе с маленькими детьми он широко не применяется. Такой вид терапии может реализоваться в работе с подростками в виде разнообразных гештальт-игр, выполняемых в группах или индивидуально. Задачей гештальт-терапевта при работе с детьми становится поиск занятий, которые вызывают интерес и чувство комфорта. Это могут быть ролевые игры, творчество или просто обсуждений историй. Главное – максимально приблизиться к переживаниям подростка, помочь ему осознать их и показать новые варианты поведения в известных ситуациях. Распространённые приёмы гештальт-терапии:

    1. Усиление. Необходимо сделать более значимым то или иное действие, например, говорить громче и выразительнее, двигаться резче или сделать рисунок более ярким. Приём позволяет сосредоточиться и более полно осознать свои чувства;
    2. Внимание к полярностям. К примеру, использовать в игре два персонажа с противоположными качествами (добрый – злой, грустный – весёлый, щедрый – жадный). Это даёт возможность пережить новый опыт и способствует развитию личности;
    3. Диалог частей. Игра выстраивается таким образом, что различные персонажи олицетворяют определённые черты характера подростка. Они взаимодействуют между собой, ведут диалог, что позволяет лучше осознать внутренние конфликты.

    Использование психотерапевтических технологий дает возможность детскому психологу продуктивно работать с детьми, обеспечивает безопасную среду взаимодействия. Детская психика с одной стороны очень хрупкая, с другой – она пластична и быстро восстанавливается. В отличие от взрослых, самый главный механизм психологической защиты у детей – воображение. Поэтому выбор методик, техник, методов и направлений работы у детского психолога велик. Освоить эффективные и проверенные технологии работы можно на курсе «Психотерапевтические технологии в работе психолога» Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

    Подберем программу для Вас!

    Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

    Ссылка на основную публикацию