Подросток не хочет учиться

Что делать, если подросток не хочет учиться? Как заинтересовать подростка учёбой? В этой статье вы узнаете о причинах отсутствия мотивации к учёбе у подростков и о том, как помочь её вернуть. Также мы расскажем вам о том, как вдохновить подростка на учёбу, заинтересовать ею. Авторы статьи, педагоги-психологи Валерия Попова и Лариса Саморукова поделятся с вами практическими советами по самоорганизации в учёбе и расскажут о методах мотивации. Статья будет полезна родителям подростков, родителям младших школьников, педагогам, воспитателям, студентам педагогических вузов.

Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.

Почему подростки не хотят учиться?

«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 2019 году в России 28% школьников, которым нравится учиться в школе. Остальным 72% — нет.

Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:

  • Скука . Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же» — любила говорить моя младшая сестра, когда училась в 8-ом классе.
  • Чувство взрослости . Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
  • Запугивание . Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
  • Неблагоприятные отношения в семье . Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
  • Неуспеваемость . Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
  • Перегруженность . С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия (по данным ОНФ).
  • Гиперактивность . Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
  • Отсутствие интереса . По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
  • Конфликты с учителями . В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
  • Отношения с одноклассниками . В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.

Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.

Заставить или мотивировать?

Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.

Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.

Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.

И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.

В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.

Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».

Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если :

  • уроки в школе были интересней;
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.

Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»

Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».

Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.

Подросток не хочет учитьсяДети растут, и родители, наконец, могут выдохнуть с облегчением. Трудный подростковый возраст остался позади. Эмоциональное и интеллектуальное развитие в 15 лет приводит к благоприятным изменениям в поведении. Дети учатся контролировать свое настроение, становятся более взрослыми и ответственными.

Школьный коллектив

Окружение в школе по-прежнему влияет на ребенка, но он уже начинает выбирать сам. Если подростку некомфортно, он без сожаления покинет сообщество и будет искать новый круг общения. Очень хорошо, если вы сохранили доверительные отношения с сыном или дочерью. В этом случае вы сможете слегка откорректировать развитие ребенка 15 лет, он прислушается к вашим советам.

Не забывайте о том, что в этом возрасте дети формируют собственное мнение и начинают уже вполне осознанно стремиться к определенному статусу в коллективе.

Учебакак шаг к самоутверждению

Бывает так, что ребенок 15 лет не хочет учиться, а за лето происходит перемена во взглядах. Теперь он старается получать хорошие оценки, добивается высоких результатов. В ход идет все: успехи в спортивных соревнованиях, школьные олимпиады и конкурсы. Вам уже не приходится думать, как мотивировать подростка учиться в 15 лет. Дети намечают для себя цель и прикладывают все усилия, чтобы ее достигнуть.

Уже пора задуматься о выборе профессии и поступлении в ВУЗ или профильный колледж. Все одноклассники чем-то увлечены, много занимаются дополнительно. Именно поэтому редкий ученик старших классов в 16 лет не хочет учиться. Вектор меняется, и современные выпускники стремятся получить хорошее образование и занять достойное место в жизни. Как им в этом помочь?

Как мотивировать старшеклассника

Помним о том, что развитие в 16 лет идет бурными темпами, и очень часто дети делают все сами, без напоминания. Но есть несколько тактик, которые работают даже с самыми неподдающимися школьниками.

  1. Минимизируем контроль. Не стоит проверять, все ли задания сделаны, но успеваемостью интересоваться, разумеется, нужно. При этом не забывайте поощрять за хорошие оценки и радоваться победам в соревнованиях. Отличным помощником для старшеклассников будет наш тренажер, который позволяет быстро подготовиться к контрольной работе или к итоговому экзамену. И, главное, совершенно самостоятельно. Если ваш ребенок по какой-либо причине в 17 лет не хочет учиться, попробуйте этот вариант.
  2. Не бойтесь советовать и обсуждать важные темы. Теперь подросток вас будет внимательно слушать, у него уже нет излишней обидчивости, а влияние ровесников не так важно. Только постарайтесь говорить с ним, как друг, не давить и не принуждать с высоты собственного опыта.
  3. Поощряйте самостоятельность. Помните, что нормальное развитие в 17 лет предполагает формирование ответственности за действия и решения. Лучше помочь исправить ошибку, чем достать тотальным контролем и понуканиями.
  4. Помогите материально. В этот период очень важно интенсивно заниматься, может понадобиться дополнительная подготовка или платные курсы. Хорошо, если ребенок сам решит, чем ему нужно заниматься. Если же понимания нет, предложите ему пройти бесплатное тестирование на нашем тренажере. Он сразу поймет, где есть пробелы в знаниях, и сможет быстро и эффективно их устранить.

А вот этого делать не нужно

  1. Не стойте над душой и не проявляйте излишнюю опеку. Ваши дети уже вполне самостоятельные.
  2. Не упрекайте ребенка, что он от вас отдаляется. Спокойно отнеситесь к тому, что у старшеклассника появляются свои интересы и круг общения. Скоро он вылетит из гнезда.
  3. Не выбирайте репетиторов и дополнительные курсы без согласования с учеником. Пусть он сам найдет нужные занятия и поймет, как это для него важно.
  4. Не мешайте заниматься любимым делом вне школы. Если дети поймут, что вы им доверяете, хоть и волнуетесь за то, как пройдут экзамены, они горы свернут. Вам не придется думать, как мотивировать подростка на учебу, если он сам будет распределять время и находить возможность для хобби.

Школьная юность – 15-17 лет – это чудесный возраст! После подростковых бунтов и брожения умов начинается настоящий период возрождения, становления личности. Каждый день будет приносить перемены. Вы будете обнаруживать все новые уникальные чертыи особенности вашего ребенка. И отрадно, что все эти изменения будут к лучшему.

Считается, что учеба — основная «работа» в жизни ребенка. Она нужна не просто, что «дворником не стать» и будущее устроить. Так считают родители в основном. Детям же в возрасте от 10 до 14 лет часто становится абсолютно фиолетово на то, какие оценки стоят в его дневнике.

Но почему так происходит? Почему из послушного паиньки он превращается в человека, который хочет лежать, уставившись в телефон и заткнув уши наушниками, или целыми днями гулять с друзьями,но не думать о будущем? Как быть, если сейчас он все упустит? Карьера «дворника» и несбывшиеся мечты родителей начинают воплощаться в жизнь?

СТОП! Не все так плохо, как может показаться на первый взгляд!

Изменения в личности человека в 12-15 лет происходят колоссальные. Подросток начинает видеть мир по-новому. Он, как прозревший ранее слепой котенок, окунается в мир человеческих эмоций и отношений. И этот мир его поглощает. Тут совсем не до учебы.

Почему ребенок меняется?

Дело не только в гормонах. Безусловно, их влияние велико, но списывать разногласия с собственным ребенком на то, что он стал неуправляемым из-за полового созревания, как минимум несправедливо.

Он пока сам в себе разбирается, а вот взрослый, который по умолчанию считается более мудрым и спокойным, должен помочь ему в этом, найти ключик и помочь подростку справится с движением той карусели, которая его кружит.

Именно в подростковом возрасте начинает формироваться мировоззрение. Его зачатки проявляли себя и раньше, но в более младшем возрасте самостоятельного мировоззрения не было — ребенок лишь отзеркаливал то, что говорили ему родители и другие значимые взрослые (в том числе с экранов гаджетов).

В подростковом возрасте человек начинает осознавать, что у него есть свое мнение. Оно отлично от мнения взрослых, но очень зависимо от оценки сверстников. Поэтому, если в среде значимых сверстников желание хорошо учиться осуждается, то подросток сделает все, чтобы на него не повесили ярлык «ботаника».

Психологи говорят, что подростковый кризис очень похож на кризис 3 лет. Только в 3 года малыш своим «Я сам!» пытается оторваться от мамы физически и доказывает свою физическую взрослость, а в подростковом возрасте отрыв происходит на уровне эмоциональном. В три года ребенок как бы кричит родителям, что может сам удовлетворить свои базовые потребности (например, поесть, одеться, выбрать ту игрушку, которую хочет он), но в 12 лет ему необходимо заявить родителям о своих духовных потребностях. Он говорит: «Теперь я сам решаю, какую музыку мне слушать, с кем дружить и кого любить. Я взрослый, я знаю САМ!».

Для 3-летнего ребенка важно, чтобы его услышали и разрешили проявить самостоятельность. Но не менее важно это для подростка. Ему нужно, чтобы его ЛИЧНОСТЬ заметили родители и сверстники. Ради этого он готов пожертвовать многим, но первой страдает учеба.

Кроме того, подросток живет днем сегодняшним. Ему совершенно не важно пока, что там будет через 5 лет. Его сегодня девочка бросила или прыщ у него на носу вылез. Это больше беспокоит. Мы взрослые знаем, как важно хорошо учиться. Но знаем мы это только с позиции своей взрослости, лишь потому что уже накопили житейский опыт. Мы пытаемся донести наши знания до ребенка, но жить по нашей указке он не хочет, да и не обязан.

Что делать?

Во-первых успокоиться и действительно отстать от своего угловатого подростка, если он об этом просит.

Его нужно услышать, показать ему, что слышите и понимаете его. Иначе каким же образом он сможет сделать то же самое?

Учеба в школе — это небольшой по времени отрезок. А учеба в 6-8 классе и того короче. Она не должна вставать между родителем и ребенком. Есть уроки, они на одной стороне баррикад, а есть подросток и его семья — они вместе, на другой.

Когда подросток знает, что его любят, даже если по алгебре выходит двойка, он обязательно оценит эти родительские чувства. Только случится это в том случае, если ребенок увидит, что родители с ним заодно. Эта фраза не означает, что его не нужно отчитывать за плохие оценки, нельзя лишать планшета и телефона и не стоит усаживать за ненавистную математику. Нужно! Давать прочувствовать ответственность за свои деяния нужно! Но не переходя на личности и не оскорбляя. Это возраст, а не человека вы плохого и безответственного вырастили.

Кстати, об ответственности. А ваш подросток умеет брать ее на себя? Наблюдаю картину в классе, где учится мой сын. Мама пишет в общий чат: «Марья Ивановна, у Пети двойка выходит. Как НАМ исправить?»

НАМ? Что значит нам? Пете 13, у него уже усы растут и нога 42 размера. Двойка — это ответственность не родителей, а ребенка. Он и должен решать этот вопрос сам. Пусть ему стыдно, пусть неприятно, пусть за уроки усадят вместо каникул, но он сам натворил — сам и разгребать должен. Да помочь можно, например, к репетитору записать или с темой помочь разобраться. Но помощь должна быть минимальной.

Когда такое чувство ответственности культивируется в ребенке, результат все равно будет. Пусть не сразу, так как сейчас все эти «должен» у подростка как рассада на подоконнике: вроде как появились, но легко могут погибнуть, если на них внимание не обращать или, наоборот, задушить заботой.

А ответственность самих родителей? Если мама говорит, что она работает и ее нельзя отвлекать, то рано или поздно подросток усвоит эту модель. Работа — это важно, это моя ответственность.

Если папа привык отвечать за свои слова и сдерживать обещания, ребенок это оценит. И также возьмет такое поведение за образец для подражания. Правде, не сразу, а когда гормоны успокоятся.

Помните, что подростковый бунт пройдет. То, какими будут ваши отношения с ребенком, зависит не от школы. Она никуда не денется. Если ребенок до этого учился хорошо, то при адекватных реакциях взрослых, он вернется на прежний уровень. Годам к 17 в голове включиться тормоз, который немного сгладит действие эмоций и заставит думать о будущем.

А вот испортить отношения бесконечными скандалами, патологической заботой или гиперопекой можно навсегда. Но надо ли?

Выпускной не за горами, конкурсы в хорошие вузы нешуточные, а подросток не хочет учиться? Что делать – разбираемся на sympaty.net.

Подросток не хочет учиться

Возможно ли принуждение к учебе?

Подросток не хочет учиться, хамит и откровенно ленится? Заставить его – непросто, да и психолог может дать совет не прибегать к жесткому принуждению, но… Бывают же вот те самые случаи, когда ребенок просто нагло отлынивает. При этом отлынивает он, играя в игры, «залипая» в развлекательные видео и т.д., совсем не планируя свое будущее.

Первый аспект строгого контроля – проверка онлайн-дневника и домашних заданий. Тут, кстати, помогут «дистанционка» и нелюбимые многими родителями школьников родительские чаты – узнавать о заданиях, присутствии дитяти на уроках и прочих школьных подробностях вполне реально.

Второй аспект – санкции в случае невыполнения. Эффективнее всего экономические – вплоть до полного лишения всяких покупок и денег на руки. Учитывая, что подростки обычно ожидают от родителей модных шмоток, гаджетов и т.д., остаться со стареньким телефоном, курткой старшей сестры и кастрюлей супа в холодильнике им не захочется.

Какие компромиссные варианты реальны?

Если подросток не хочет учиться в школе – вполне возможно, проблема в школе. В буллинге одноклассников, непрофессиональном поведении учителей, непомерности современных школьных нагрузок.

Вообще, сложно найти подростка, который хочет учиться, потому что это приятно.

По многим причинам, для многих старшеклассников школа становится если не «филиалом ада», то скучной и отнимающей массу времени обязаловкой.

Подросток не хочет учиться

Причин, которые мешают серьезно относится к учебе много

Что можно сделать?

  • Перевести в другую школу.
  • Рассмотреть вариант с поступлением в среднее специальное учебное заведение или колледж с профессиональным уклоном. Многих подростков мотивирует получение нравящейся профессии, а не два-три года общеобразовательной тягомотины ради не особо нужного в жизни школьного аттестата.
  • Отвести ребенка к психологу или психотерапевту. «Подростковые драмы», комплексы, депрессии и расстройства – не ерунда, а реально мешающие учиться и вообще жить проблемы.
  • Если ребенок просто утомляется, не успевает учиться в темпе класса, лучше найти репетиторов по значимым предметам , и разрешить «не хватать звезд с неба» по второстепенным. Часть заданий действительно можно сделать «левой ногой», если вы понимаете, что они нужны просто ради программы, а не для реально важных знаний. Без честно прочитанной «Войны и мира» прожить вполне можно, а сочинение из интернета нетрудно немного переиначить и закрыть тему.

Можно ли не влиять на подростка в вопросах учебы вообще?

Это покажется ужасным многим родителям, но иногда бывают ситуации, когда оправданно будет вообще отстать от ребенка в его 14, 15 или 16 лет, и дать ему право самостоятельно решить, «забивать» на учебу или нет.

Подросток не хочет учиться

Советы опытных педагогов и психологов обязательно помогут в мотивации к учебе

Почему? Потому что трудный подросток – не то же самое, что непослушный, неосознанный в своих действиях ребенок. Очень многие подростки вполне осознают, по каким причинам школа и хорошие оценки для них не в приоритете. И иногда логика в «забивании» есть:

  • Если учеба отнимает время и силы у какого-то увлекательного хобби, которое вполне может определить впоследствии профессиональную деятельность. Например, если подросток занимается спортом с претензией на выход в «большой спорт», или серьезно развивается в каком-либо творчестве, и т.д.
  • Если он не знает, кем хочет стать, в какой вуз захочет поступать на следующий год, и т.д. Вполне простительно этого не знать, когда девочка или мальчик только заканчивают школу или колледж и не имеют опыта работы. Не хотеть тратить все ресурсы на поступление в вуз по родительскому или случайному выбору – нормально!
  • Если подросток осознанно хочет после школы работать неквалифицированно. Сейчас действительно есть множество вакансий, где вуз не нужен, и ужасаться, что ваше чадо будет дворником, не стоит. А даже если дворником – период на простой, тяжелой и низкооплачиваемой работе даст возможность юноше или девушке подумать, чего еще они хотят достичь.

В общем, если подросток не хочет учиться, советы родителям: понять, движет им просто лень и надежда, что мама с папой его прокормят и устроят в жизни, или он сознательно выставил иные приоритеты.

Стоит озвучить школьнику ряд условий, на которых вы позволите ему остаться без вашего вмешательства в его учебу. Например: вы не будете его обеспечивать во всех капризах и давать личные деньги, а в 18 полностью прекратите его финансирование.

И помните, что школьная успеваемость далеко не всегда влияет на будущую карьеру, выбор профессии и жизненный путь.

2.09.19

Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.

Два самых ответственных школьных экзамена – ОГЭ и ЕГЭ – приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии?

Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.

Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены – это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить.

ВНИМАНИЕ: в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если:

-в семье благоприятный психологический климат;

-мнение ребенка учитывалось;

-строятся партнерские отношения с детьми.

Поэтому рекомендую об этом задуматься задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста.

Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки?

Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных:

– ребенок просто не понимает для чего это надо;

В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать.

– проблемы с учителями или сверстниками;

Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация.

Тут без комментариев.

Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.

Поможет спорт, особенно плавание.

– зависимость от гаджетов.

Если не удается справиться самим – к психологу.

Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам, домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза.

А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает?

Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован.

И, к тому же, не рекомендую проецировать свою установку «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» на ребенка – очень усложняет в дальнейшем жизнь.

Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни.

Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов?

Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный. Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ.

Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов:

– познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное»);

— социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка.

Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь?

Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую:

– здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов;

– здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ;

-помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство);

– поделитесь своими ритуалами, которые Вы использовали перед экзаменом (монетка в туфле или конспекты под подушкой);

– дыхательная гимнастика ( вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз);

– акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи;

– поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем;

– поддерживайте дома благоприятный психологический климат.

Д ругое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно.

У многих подростков в средней школе успеваемость снижается, они начинают прогуливать уроки, отказываются выполнять домашнюю работу или врут, что ничего не задано. Такое отношение к учебе не может не волновать родителей, которые четко осознают: без хороших знаний ребенок не сможет хорошо сдать ЕГЭ, поступить в вуз и получить хорошую профессию, а в дальнейшем и хорошую работу.

Но подросток этого понимать не хочет, сколько не объясняй. Как же заставить его учиться?

Почему дети в этом возрасте не хотят учиться?

Стоит сразу же предупредить: заставить подростка делать что-либо против его воли невозможно или, по крайней мере, крайне трудно. Однако средства вернуть в его дневник приличные отметки существуют. Выбор этих средств будет зависеть от причин, по которым подросток забросил учебу.

  • Главная причина – переключение познавательных интересов в новую сферу, социальную. В переходном возрасте главная цель – научиться общению со сверстниками, в частности – с представителями противоположного пола. Подростки учатся оценивать людей, вызывать симпатию окружающих, дружить и любить. Это очень важные знания, получение которых отложить на потом не получится. Получить их можно только в детском коллективе, путем личного общения, переписки в социальных сетях. Тот факт, что школьные занятия отходят на второй план, и намного важнее и интересней становится общение с друзьями, естественен.
  • Перегрузка. Для младшего школьника авторитет родителей непререкаем. Желая сделать из своего отпрыска многогранную личность, преуспевающую во всем, мамы и папы загружают своих чад по максимуму: записывают в спортивную секцию, в музыкальную школу, шахматный кружок, танцевальную и театральную студии. Малыш старательно тянет этот воз, пока не достигает подросткового возраста. Подросший гений устал, ему хочется отдохнуть и заняться чем-нибудь более легким и интересным, а многое из того, чем его загрузили «предки» кажется ему ненужным. В итоге ребенок устраивает бунт, отказываясь от всего, что считает тяжелым, лишним, неинтересным и бесполезным. Отказаться при этом он может не только от дополнительных занятий, но и от основных – школьных.
  • Качество преподавания, неуважение к учителю. Для младших школьников учитель является авторитетом уже за то, что он учитель. Для подростков этого мало: в авторитете у него окажется только тот, кто заслуживает уважения. Человек, не уважающий личность подростка, никогда не будет уважаем. Если учитель оскорбляет детей, считает их «лентяями» и «дураками», не готовится к уроку, не старается сделать занятия интересными, знает лишь два метода воздействия – «двойки» и вызов в школу родителей, то он попадет в «черный список». На уроки к такому педагогу подросток ходить не будет, интерес к преподаваемому этим человеком предмету пропадет.
  • Конфликтные ситуации в школе. Если у подростка конфликт с учителем или с одноклассниками, если его дразнят и унижают, то он не захочет ходить в школу вообще, даже если хочет учиться.
  • Негативное влияние окружения. Возможно, что в кругу общения подростка преобладает мнение, что учиться – это «не круто», а «круто» – не учиться. Стараясь завоевать популярность в детском коллективе, подросток забрасывает учебу.
  • Неуверенность в своих силах. Если подросток считает, что успехов в учебе ему не добиться, то и силы на это тратить не хочет.
  • Плохое самочувствие. В переходном возрасте в организме происходят серьезные физиологические изменения, наблюдается интенсивный рост различных органов, и не всегда рост и развитие происходят пропорционально. В этот период могут наблюдаться суставные боли, анемия, головная боль и головокружение, другие недуги, сопровождаемые апатией и усталостью. На хорошую учебу у подростка может просто не хватать сил.

Установив причину плохой учебы можно попытаться вернуть к ней утраченный интерес.

Подросток не хочет учитьсяКак вернуть интерес к учебе?

Действия родителей в ситуации, когда подросток отказывается учиться, должны строиться с учетом причин, которые вызвали эту реакцию.

  1. Когда ребенок много времени проводит со сверстниками, да и в школу ходит лишь для того, чтобы пообщаться с ними, можно попробовать побыстрее удовлетворить его интерес к познанию самого себя и жизни в коллективе сверстников. В этом помогут книги о современных подростках, научно-популярная литература, общение на тематических форумах, рассказы взрослых о том, как они сами переживали переходный период. Когда подросток почувствует, что чувствует в компании сверстников как рыба в воде, и психологических знаний у него достаточно, интерес к урокам должен вернуться.
  2. С «лошадкой», сбросившей надоевший груз, разговор должен быть другой: с подростком нужно обсудить ситуацию, выяснить, что ему интересно, а что в тягость, и освободить его от лишних обязанностей. Лучше всего сделать это до того, как он взбунтуется.
  3. Регулярно обсуждая с ребенком его дела в школе, интересуясь его жизнью вне дома, можно выяснить, нет ли в школе конфликтных ситуаций. Если есть, то придется их решать с учетом конкретной ситуации. Не исключено, что придется обратиться к психологу, сменить школу. Из-за некачественного преподавания отдельного предмета идти на столь кардинальные меры не стоит: постарайтесь сами заинтересовать ребенка «провальным» предметом, найти интересные сведения по теме, в конце-концов обратиться за помощью к репетитору.
  4. Если есть основания предполагать, что отказ от учебы – метод доказать свою «крутизну», то вполне реально объяснить «заблудшей овечке», что выделиться и заслужить авторитет хорошей учебой можно с еще большей долей вероятности. К тому же с образованным человеком представителям противоположного пола общаться намного интересней и приятней.
  5. Подозревайте, что подросток чересчур не уверен в своих силах? Повышайте его самооценку, как можно чаще хваля его за достижения и успехи.
  6. Подросток жалуется на плохое самочувствие? Не следует делать вывод, что он притворяется. Пройдите медицинское обследование, проконсультируйтесь с врачом – помогите преодолеть временный недуг.

Все меры, направленные на то, чтобы убедить подростка учиться, должны быть дружескими, не содержать насилия. Время, когда ребенка можно было заставить что-то делать ремнем, угрозами, лишением каких-либо благ и жалобами на свое плохое самочувствие, безвозвратно ушло.

Для родителей подростков, не желающих учиться в школе

Случай из практики. Мама подростка жалуется на дочь девятиклассницу: «Перестала учиться, дома ничего не делает, отмалчивается. Её друзья её мне не нравятся, я их отстранила от дочери, она такая доверчивая. Объясняю дочери, что без хорошего образования у тебя нет будущего, надо учиться».

Мама и дочь достают карты не глядя, взакрытую, и описывают ассоциации, которые у них возникают.

  1. Карта «Как выглядит на самом деле ситуация?»

Описание карты. Это моя дочь. Свернулась. Лежит, ничего не хочет делать. Я — это дерево, которому расти неудобно, оно старается ухватиться за ракушку и выжить. Дом — это муж, который молчит и прижимается к дереву, чтобы не упасть.

Спрашиваю у мамы, зачем вам лично нужно, чтобы ребёнок хорошо учился, был успешным. Мама не сразу понимает, говорит о важности учёбы для ребёнка, затем перечисляет:

  • — Все скажут, что я хорошая мать, вырастила достойного ребёнка.
  • — Моя мама скажет, что я молодец, заслужила, мамины усилия не пропали даром.
  • — Докажу, что я люблю ребёнка больше чем мама, потому что она на самом деле меня не любила.

Как видите, мама рассказывает о своих потребностях. А дочь выступает средством для достижения цели.

  1. Карта «Состояние мамы».

Описание карты. Это учительница, которая требует, чтобы все выполняли правила. За невыполнение — плохая оценка, осуждение. Дети её боятся.

Подросток рассказывает свою версию. «Мама хочет, чтобы я сдала экзамен и поступила в институт в Москву. Затем она продаст квартиру здесь, купит квартиру в Москве, и я буду жить с ней, потом она найдёт мне мужа (мы будем гулять там, где живут дипломаты), я выйду замуж, мама будет нянчить моих детей».

— Тебе нравится мамин план?

— Не знаю, но одна я боюсь ехать в чужой город. Я не справлюсь без мамы.

  1. Карта «Состояние дочери».

Описание карты. Я механическая заведённая кукла, которая ходит туда-назад пред родителями. Мама мне всегда ставит шестёрки, я этого боюсь и поворачиваюсь к папе, чтобы увидеть десятку.

— Какой самый большой страх в отношении с мамой существует?

— Я боюсь её разочаровать, не соответствовать её ожиданиям. Если я заговорю о своих потребностях, она во мне разочаруется. Лучше ничего не делать, так проще.

  1. Карта «Чего я хочу больше всего».

Описание карты. Я хочу пока просто учиться, гулять с друзьями. Хочу, чтобы со мной все дружили, говорили, какая я классная. Я сейчас не готова думать об институте и замужестве. Это как то далеко.

В результате девочка всё же начала учиться. Но страх не соответствовать ожиданиям других всё же остался. Потому что есть ожидания мамы, а с мамой договориться оказалось весьма сложно.

Почему родителю не удаётся договориться со спокойным, послушным ранее подростком по поводу учёбы?

  • Потому что подросток полностью зависит от мамы. Материально, морально, эмоционально, физически. А у мамы есть свои нереализованные желания, и она сделает всё, чтобы ребёнок их осуществил.
  • У подростка есть свои потребности, а о них либо никто не спрашивает, либо не считают серьёзными и правильными. Для того чтобы разговаривать с подростком, нужно родительское терпение, а это всё-таки редкий дар.
  • У ребёнка есть желание соответствовать маминым ожиданиям, потому что мама гарант безопасности. А у мамы есть свои множественные детские и подростковые страхи. Исходя из этих страхов, она начинает ограничивать, корректировать своего ребёнка. Сопротивляться для ребёнка опасно, и тогда лучше молчать и прятаться в интернете.
  • К подростковому возрасту к ребёнку приходит апатия и равнодушие. Сам управлять жизнью не могу, мамины ожидания выполнять не хочу, лучше ничего не делать, потому что всё равно мама будет недовольна.

Самые распространённые причины нежелания учиться у подростков.

  • Страх оценки родителей, учителей, сверстников. Всё равно они мной будут недовольны, нет смысла стараться, лучше ничего не делать.
  • Страх не оправдать ожидания значимого родителя и вина за то, что не оправдываю.
  • Страх — меня не любят родители. Я никому не нужен. Представление о себе как о бессильном и ничтожном человеке.
  • Нагрузки в школе не соответствуют возможностям ребёнка, типу нервной системы. Низкая скорость усваивания предметов, плохая память, низкая концентрация порождает страх — я самый глупый в классе.
  • Часто при переходе на предметное обучение при длительных болезнях ребёнок начинает отставать по одному предмету, например, по математике. И тогда всё, что связано с числами, вызывает отторжение, страх.
  • Для ребёнка учение не является ценностью, не вызывает интереса. И здесь родителю важно отделить свои желания, страхи, тревогу от того, что творится в душе подростка, и постараться услышать его, договориться. Принимать решения за ребёнка, исходя из его интересов.

Данный случай описывает ситуацию зависимых отношений мамы и дочери. Контрзависимость предполагает бунт, сопротивление, конфликты. Но это уже другая история.

  • вопрос — ответ
  • подростки
  • школа
  • психология подростка

Дети могут греть градусники, могут говорить про больной живот или плакать. А могут прямо просить оставить их дома, потому что в школу идти они не хотят. Первый раз прощается, второй раз запрещается. А если запрет не действует и приводит к манипуляциям? Что может быть причиной такого поведения и как поговорить с ребенком, рассказывает психолог Антонина Балашова.

Вопрос. Моя дочь учится в 8-м классе. Часто просит освободить ее от школы. Иногда позволяю ей пропустить один день, но в последнее время она просит об этом все чаще; я отказываю. В ответ она угрожает сделать с собой что-нибудь — это очень страшно, не знаю, как себя вести. Уступать нельзя, а не уступать страшно. Подскажите, пожалуйста, логичный довод, чтобы отказать ей в таких просьбах.

Ответ. Многие родители школьников сталкиваются с подобной проблемой, когда ребенок вдруг сообщает, что не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения у подростка могут быть самыми различными. Каждый случай очень индивидуален, поэтому необходимо разобраться в причинах, из-за которых сын или дочка отказывается посещать школу. Нежелание посещать уроки скрывает под собой что-то большее, чем просто недостаток мотивации, а что конкретно — нужно понять.

1. Общение со сверстниками

К 12–13 годам снижение мотивации к учебе вполне закономерно. Общение со сверстниками становится более значимой деятельностью для ребенка и часто становится основной мотивацией посещения учебного заведения. Отсюда — систематическое нежелание ходить в школу может быть тревожным симптомом наличия у ребенка проблем в этой сфере.

Уточните, не было ли у ребенка конфликтов с одноклассниками, серьезных ссор и других неприятных ситуаций. Возможно, ребенок не может найти общего языка со сверстниками, подвергается насмешкам или издевательствам.

2. Конфликт с преподавателем

У подростков часто возникают конфликты и недопонимания с педагогами — это тоже может быть причиной отказа посещать школу. Важно выяснить, не столкнулся ли ребенок со школьным буллингом, не пустить ситуацию на самотёк.

3. Семейные ссоры

Обратите внимание, когда именно возникло нежелание посещать школу. Возможно, в это время происходили перемены в семье, которые могли повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Ссоры, конфликты и прочие семейные неурядицы мешают сосредотачиваться на учебе, друзьях и любимых увлечениях.

«Если я не беру трубку — мне конец». Монологи подростков о тотальном контроле со стороны родителей

Очень важно внимательно отнестись ко всем переменам в поведении ребенка. Апатия, потеря всех интересов, постоянно подавленное настроение и фразы о суициде — это серьезные звоночки эмоционального неблагополучия. Даже если вам кажется, что ребенок говорит о самоубийстве, чтобы шантажировать вас. Даже если он действительно хочет чего-то добиться от вас таким поведением, ни в коем случае нельзя это игнорировать и оставлять как есть.

К любым словам ребенка или подростка, касающимся самоубийства, нужно относиться максимально внимательно. Он может пытаться показать, что ему одиноко, не на кого опереться, он не чувствует себя любимым и нужным.

Шаг первый — разговор

Возможен лишь в том случае, когда вы с ребенком находитесь в доверительных отношениях и он может поделиться с вами своими переживаниями. Если вы понимаете, что ваши отношения носят формальный характер, вы не сможете удержаться от обвинений, упреков и обесценивания детских переживаний, тогда нужно обращаться к специалисту-психологу или психотерапевту.

Спросите, что его беспокоит, что больше всего пугает, когда это началось. Используйте «я-высказывания»: «Мне кажется, тебя что-то тревожит», «Я беспокоюсь о том, что у тебя, возможно, какие-то проблемы в школе», «Мне бы хотелось помочь тебе».

Не обвиняйте, не критикуйте и не срывайтесь на ребенка. Не стоит обзывать его лентяем, угрожать и наказывать

Если вы просто силой заставите его идти в школу, это не решит проблему. Человек должен чувствовать, что вы понимаете его и не упрекаете, а хотите помочь.

Шаг второй — решение конфликта «извне»

Определившись с причиной, можно действовать дальше. Если конфликт случился в школе — это разговоры с педагогами, школьным психологом, директором. Помогайте ребенку конструктивно решать вопрос, всегда оставаясь на его стороне. Иногда единственным выходом является смена класса или школы. Ему банально может быть неинтересно на каких-то предметах, потому что их плохо и скучно объясняют.

6 фраз, с которых точно начнётся скандал с подростком

Если вы пришли к выводу, что ребенку недостает каких-то внутренних ресурсов и коммуникативных навыков — работайте над этим вопросом: знакомьте ребенка с элементами психологических знаний, обсуждайте книги и фильмы; возможно, нелишней будет работа с психологом или посещение личностных тренингов для подростков.

Иногда нужно пересмотреть свои родительские взгляды на учебу ребенка. Возможно, ваши требования слишком высоки и ребенок просто не справляется с нагрузкой. Иногда школьный невроз развивается от непосильных требований и ожиданий взрослых. Очень важно за учебными успехами или неудачами не переставать видеть личность подростка.

Из любой ситуации вы обязательно найдете выход вместе (и только вместе!). А вот оставлять ребенка в переходном возрасте без родительской помощи и поддержки очень опасно для его неокрепшей психики.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Переходный период – сложный момент в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. В подростковом возрасте вчерашние малыши осознают свою физиологическую зрелость и пытаются вести себя, как взрослые. Хотя настоящая взрослость начинается в тот момент, когда наступает социальная зрелость. Иными словами, когда вчерашняя индивидуальность с ее особенными физиологическими признаками начинает вести деятельность на благо общества.

Но подростку в 14-15 лет присущ юношеский максимализм. И он ведет себя по принципу: рвать, так с корнем. В этот момент как раз и начинаются проблемы. И одна из них – подросток не хочет учиться. К сожалению, с этой проблемой сталкиваются очень многие родители. Так, как заставить ребенка учиться? Попробуйте разобраться в причинах этого.

Причина 1 — проблемы в школе

Это одна из самых распространенных причин, почему ребенок не хочет осваивать школьную программу. Вполне возможно, что в силу каких-либо причин, его не принимают в свой коллектив сверстники. Или педагоги относятся предвзято.Подросток не хочет учиться

Такая ситуация часто бывает, если подросток переходит в новую школу. Там своя устоявшаяся компания сверстников, которые не хотят его брать в свои ряды. Ведь для подросткового возраста особенно характерно понятие «масса», «толпа». Потому что каждый из них хочет быть одним из массы, а не самим собой.

Причина этому – низкая самооценка, которая сформируется потом, в процессе дальнейшей социализации личности. А пока ситуация выглядит именно таким образом, подросток – представитель племени точно таких же подростков.

Выход из ситуации:

  1. Поговорить с ребенком. Только не в назидательном тоне по принципу «учиться, учиться и еще раз учиться», а доверительно. Нужно сесть со своим чадом у него в комнате, обнять за плечи. И не набрасываться с порога с вопросом: «Почему ты не учишься». Нужно начать беседу с абстрактных вопросов. Можно поинтересоваться, какую музыку он любит, что ему нравится вообще. Можно даже привести личный пример, что у родителя тоже в свое время была такая же проблема в школе, и рассказать, как он тогда справился с ней. Только в ходе доверительной, дружеской беседы можно выяснить, почему подросток не хочет учиться. Отсюда вывод: разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать.
  2. Побеседовать с классным руководителем. И пусть даже в его глазах подросток будет самым плохим, но это не значит, что нужно и родителям после разговора с учителем втаптывать в грязь своего ребенка. Здесь тоже действует правило «помогать и поддерживать». Нужно дать понять ребенку, что он не один, что мама и папа обязательно помогут ему преодолеть все трудности. Только после этого он почувствует у себя надежный тыл за спиной. В принципе, совместная помощь и поддержка и предполагают понятие «семья».

Подросток не хочет учиться

Причина 2 — искаженная система ценностей

А в этом, как раз-то и виноваты родители. Точнее их система воспитания. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители своим примером показывают чаду, как надо делать, и как не надо. Японская народная мудрость гласит: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Они, глядя на вас, и так воспитаются».Подросток не хочет учиться

А теперь родителям надо объективно оценить ситуацию. Как сами учились в школе, какое образование получили, какие разговоры дома ведутся о высшем образовании и последующем успехе.

Ведь вполне может быть, как в том анекдоте: «У двоечника – машина и квартира, у троечника – машина, квартира, дача, а у отличника — лысина, квартира, оклад в 5 тысяч, ипотека на 20 лет и золотая медаль в коробочке».

Если дома звучат такие цитаты, то немудрено, почему ребенок не хочет учиться. У него шкала ценностей после таких реплик родителей исказилась, и мысль о том, что двоечники удачливее в жизни, прочно засела в мозгу.

Выход из ситуации:

Нужно доходчиво объяснить ребенку, что у него обязательно будут все блага. Но для этого нужно многому научиться и во взрослой жизни трудиться. Только так результат будет прочен. Можно даже положительные примеры привести из жизни. Уж их, наверняка, можно вспомнить достаточное количество.

Подросток не хочет учиться

Причина 3 — отрицательный пример кумира

Для подросткового возраста характерно придумывание себе кумира. Это как раз тот период, когда дети увешивают комнаты постерами любимых знаменитостей и пытаются им всячески подражать. А у знаменитостей, особенно голливудских, биографии в плане аттестата зрелости, мягко говоря, не очень.

Взять ту же Наташу Водянову. Продавщица фруктов, которая не имела никакого образования, но в итоге стала знаменитой моделью. Только в этой истории тоже есть подоплека. Добилась высот она благодаря упорной работе.

Но современная пресса такие факты обычно сильно не транслирует. А делает репортажи, которые больше напоминают сказку: «Торговала фруктами, принц приехал, увез». А подросток делает вывод: «Может и мне повезет, чем я хуже».

Выход из ситуации:

Ни в коем случае нельзя критиковать кумира ребенка. Это вызовет у него злобу и усилит пропасть отчуждения между родителями и ним. Просто нужно объяснить, чтобы добиться высот, нужно много работать. И рассказать о тяготах гастролей, съемок современных «звезд».

А отсюда вывод напрашивается сам собой – они многому учились и учатся. Это и нужно внушать своему чаду.

Ссылка на основную публикацию