Подросток манипулирует родителями

Подростковый период не зря считается наиболее сложным в процессе взросления. В организме ребенка происходит бурный всплеск гормонов, который проявляется и во внешнем виде, и в психоэмоциональной сфере. Грубость, раздражительность, непослушание еще вчера ласкового и покладистого малыша становятся частыми явлениями, вызывающими у недоумевающих родителей зеркальную реакцию: обиду, гнев и раздражение.

Пожалуй, наибольшую неприятность доставляют взрослым манипуляции , когда подросток, эмоционально воздействуя на наиболее чувствительные «болевые точки» родителей, пытается добиться от них желаемого.

Причины подростковых манипуляций

Основная причина манипулирования родителями – стремление подростка к самостоятельности и независимости. И это нормально для растущего ребенка, тем более что мы сами с раннего детства приучали его к этому. Однако под влиянием гормонов в психике подростка происходят изменения , влияющие на его поведение. Обостряются чувства и эмоции, стирается грань между самостоятельностью и вседозволенностью. На этом фоне ранее установленные семейные договоренности (например, не гулять допоздна, не прогуливать уроки и т. д.) воспринимаются ребенком как унизительная опека со стороны родителей и ограничение его личной свободы. Подросток уверен: он уже взрослый, а значит, имеет право вести себя как угодно. Неслучайно именно в подростковом возрасте дети, стремясь во что бы то ни стало показать свою взрослость, узнают, что такое сигареты, алкоголь и наркотики.

Способы воздействия на родителей

Способов эмоционального воздействия подростка на взрослых несколько, и зачастую родители идут на поводу у своего взрослеющего чада. Однако несложно распознать эти манипуляции и прекратить их в самом начале, не доводя ситуацию до конфликта.

Поскольку цель манипуляций – вызвать определенные чувства, то именно на них и следует акцентировать внимание. Чаще всего, пытаясь отстоять свою независимость, подростки стремятся вызвать у родителей страх, стыд, гнев, вину или беспомощность, направляя на них поток негативных эмоций. Как это происходит?

Страх

Естественный страх за жизнь и безопасность своего ребенка – наиболее сильное чувство, которое в большинстве случаев подросток использует для достижения своих целей. Действительно, такие заявления ребенка, как «Я уйду из дома», « Я спрыгну с крыши », «Брошусь под машину», «Украду и попаду в тюрьму» и т. д., по логике должны подействовать на любого адекватного родителя. И в большинстве случаев это срабатывает.

Стыд

Стремление вызвать у родителей стыд – не что иное как довольно распространенная манипуляция, выражающаяся в следующих претензиях: «У нас в классе всем можно – только мне нельзя»; «Вон, у соседей дети гуляют, сколько хотят, а я, как маленький, должен в девять вечера быть дома»; «Нормальные родители понимают своих детей». Вариантов здесь много, но все они направлены на то, чтобы убедить взрослых, что они плохие родители, и заставить их пойти на уступки.

Гнев

Обычно гнев – кратковременное чувство, которое быстро проходит после устранения источника раздражения. Психика не в состоянии долго выдерживать этот мощный негатив, и человек готов на все, чтобы избавиться от него. Этим инструментом манипулирования подростки тоже пользуются очень часто: они начинают настойчиво и нудно приставать к родителям со своим требованием, и взрослые в конце концов сдаются. Не зря говорят, что капля камень точит, и манипуляторы прекрасно об этом знают.

Вина

Нередко подростки добиваются своего, заставляя родителей испытывать чувство вины . Поводов для этого может быть множество: недостаточная материальная обеспеченность; загруженность работой, из-за которой ребенку уделяется мало времени; развод родителей; непрестижная школа и многое другое. Но все эти обвинения содержат один и тот же посыл: виноват – исправляйся. И родители, испытывая вину перед ребенком, стараются «исправиться»: берут в кредит дорогие гаджеты; разрешают подростку посещать ночные клубы и ночевать у друзей и т. д. Словом, идут на любые уступки, чтобы не испытывать чувства вины.

Итогом всех этих искусственно вызванных чувств становится беспомощность родителей перед подростком. Именно этого и добивается манипулятор: вызвать у родителей состояние бессилия и осознание того, что они уже не могут влиять на своего ребенка.

Как противостоять подростковым манипуляциям

  • В первую очередь нужно понимать механизм возникновения манипуляций и отличать их от обычного эмоционального всплеска. Одно дело, когда ребенок в сердцах говорит родителям обидные слова, но через некоторое время, остыв, извиняется за свою грубость. Совсем другое – когда подросток сознательно грубит, преследуя определенную цель.
  • Необходимо контролировать свои эмоции и не идти на поводу у манипулятора. Спокойно объясните ребенку, что идеальных людей не бывает, но это не повод для хамства и безответственного поведения. Подросток, видя ваше спокойствие и невозмутимость в ответ на его грубость и обвинения, поймет, что манипулировать вами бесполезно.
  • Если вы не хотите, чтобы ребенок вами манипулировал, не используйте аналогичные методы в семейном общении. Помните, что дети копируют стиль и манеры поведения родителей.
  • Учите ребенка ответственности за свои слова и свое поведение на личном примере. Если вы сами не нарушаете взятые на себя обязательства и договоренности, то вправе требовать того же и от подростка. Принимая семейные правила, договоритесь, что игнорировать их нельзя, но можно обсудить и при необходимости скорректировать. Раздвигая границы личной свободы подростка, не забывайте напоминать ему об ответственности. Поведение взрослых людей не должно создавать проблем близким людям.

Разобравшись в причинах возникновения подростковых манипуляций и механизме их воздействия, вы сможете исключить их из вашего общения с ребенком и сохранить тепло, доверительные отношения и взаимное уважение, которые были между вами прежде.

Далеко не всегда отношения с подрастающим ребенком складываются гармонично. Самые большие трудности появляются в подростковом возрасте, когда дети постепенно вступают во взрослую жизнь. Если подросток манипулирует родителями, что делать в этой ситуации? Однозначного ответа нет, в каждом конкретном случае действовать надо индивидуально, однако есть несколько общих моментов.

Подросток манипулирует родителями

Начать с себя

Поведение подростка всегда является результатом отношения взрослых. Самый эффективный метод воспитания — пример поведения родителей, в том числе при общении друг с другом. Поэтому начинать процесс воспитания следует с самих себя и не допускать манипулирования в отношениях с ребенком, супругом или знакомыми. Подростковый возраст — тот особый период, когда ребенок меняется, приобретает новые черты характера и особенности поведения.

Быть последовательным

Дети в пубертатный период начинают манипулировать взрослыми, пытаясь расширить границы дозволенного и самоутвердиться. К 12–14 годам они уже четко понимают, как мама и папа реагируют на слова и поступки, чего боятся и хотят от него. Не получая желаемого, ребенок пускает в ход истерики, угрозы, побеги из дома и откровенный шантаж. Родители часто допускают ошибки, не зная, как пресечь манипулирование. Одни жестоко наказывают ребенка, другие проявляют неуместную лояльность, а третьи вовсе игнорируют проблему, беспечно рассчитывая, что все наладится само. Важно быть последовательными, твердо стоять на своих позициях и не поддаваться на провокации.

Любить ребенка

С первых дней жизни ребенка необходимо уметь договариваться с ним, учить его правильно выражать эмоции и делать все для правильного формирования детской психики. Для этого нужно придерживаться следующих правил:

  • любить детей, говорить им о своих чувствах несколько раз в день;
  • поддерживать во всех начинаниях и оставлять право на собственное мнение;
  • уважать эмоции малыша, признавая право впадать в отчаяние из-за сломанной игрушки;
  • наказывать соразмерно проступку;
  • никогда не сравнивать ребенка с другими, говорить ему, что он хуже;
  • порицая за конкретный поступок, не давать негативную оценку личности: «Ты плохой».

Разобраться в причинах

Подросток манипулирует родителями

Распознать первые попытки подростка манипулировать родителями не трудно. Одни играют на слабостях и страхах, другие прибегают к угрозам, а третьи и вовсе совершают шокирующие поступки с целью получить желаемый результат, вплоть до попыток суицида. Чтобы знать, как реагировать, важно выявить причину и распознать форму манипуляции.

Принято различать семь основных форм:

  • Истерики. Слезы характерны больше для девочек, которые ежечасно начинают плакать, требуя исполнить их желание или отменить наказание.
  • Угрозы и шантаж характерны и для мальчиков, и для девочек. Подростки грозят распространить нелицеприятные сведения о родителях, покончить с жизнью или совершить преступление, если их требование не будет выполнено.
  • Ложь и интриги. Дети лгут о намерении посетить библиотеку или остаться у друзей с целью совместной подготовки к контрольной, чтобы в действительности отправиться на прогулку.
  • Причинение вреда себе. Крайние меры, характерные для подростков, страдающих неврозом или акцентуацией. Обычно речь не идет о реальном вреде, и подросток принимает упаковку глюкозы, неглубоко режет кожу на запястьях или проводит ночь в подъезде.
  • Сравнения с родителями других и спекуляция чувствами. Обычно используются формулировки: «А вот у Димы родители…» и «Если бы я был вам дорог, вы бы…».
  • Депрессия и апатия в принципе характерны для пубертатного периода, но когда эти проявления возникают в ответ на запрет или требование сделать что-то, имеет место манипуляция.
  • Приискание сторонников (бабушки, соседи, педагоги). Совершается с целью опорочить родителей в отместку за наказание.

Подростки удивительно изобретательны и непредсказуемы. Из-за гормональной перестройки организма их настроение постоянно меняется, и на смену эйфории приходят апатия и хандра. Данный возраст крайне важен для становления личности, т.к. сформированные в детстве черты характера получает в это время свое закрепление. Взрослые люди не способны меняться, в отличие от подростков. Поэтому так важно сохранить доверие в отношениях и научить подростка вести себя достойно в любых ситуациях.

Обладать пониманием и терпением

Взрослые должны понять, что их ребенок страдает. Он пытается получить любовь и внимание пусть и не всегда неадекватными методами. Первый и главный способ пресечь попытки манипуляции — искреннее проявление любви, без заискивания и излишних уступок. Как можно чаще говорите о чувствах, подчеркивая, что ребенок дорог таким, какой он есть. Простая фраза о любви должна звучать ежедневно, даже если ребенок в ответ хранит угрюмое молчание.

Доверять ребенку

Обязательно следует восстановить доверие. Для этого можно применять методику активного слушания, которая поможет глубже вникнуть в переживания подростка и понять его. Суть метода: вместо замечания или упрека произносится фраза, содержащая предположение касательно испытываемых подростком эмоций, и объяснение его поведения. Даже если реакция будет агрессивной, диалог эффективнее молчания.

Уделять внимание

Манипулирование можно пресечь вниманием. Следует интересоваться делами детей, проявлять заботу, главное без навязчивости и фальши. Дети в этом возрасте невероятно чуткие, моментально распознают малейшую ложь и неискренность, которая только разрушит доверие. Спрашивать о делах в школе в процессе приготовления ужина или сборов на работу нельзя. В этот период важно найти максимум времени для общения. Нельзя вестись на провокации.

Объяснять

Когда дети начинают прибегать к шантажу, угрожая сбежать из дома, надо сообщить о том, что их поведение ранит. Фразу надлежит строить по формуле:

  • чувства;
  • поступок ребенка;
  • последствия;
  • вывод.

На деле это будет звучать так: «Я тебя очень люблю. Мне очень обидно и страшно, когда я слышу твои слова. Я боюсь за тебя и твою безопасность. Не могу купить тебе новый телефон сейчас, т.к. нет денег на покупку. Если ты продолжишь угрожать или действительно сбежишь, мне будет больно. Думаю, ты мог бы найти подработку в свободное от учебы время и попытаться заработать на новый телефон сам».

Осознавая бесперспективность манипуляции, дети перестают к ней прибегать. Последовательность в требованиях, постоянство и личный пример — залог успеха в воспитании подростка. Юный возраст не препятствие для правоты и порой полезно прислушаться к словам подростка, т.к. его возражения или требования могут оказаться обоснованными.

Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история — манипуляции. Разбираемся, как они устроены

Основные виды подростковых манипуляций и способы борьбы с ними

Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история — манипуляции. Разбираемся, как они устроены.

Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Давайте рассмотрим причины, основные виды подростковых манипуляций и способы справиться с ними.

Подросток манипулирует родителями

Почему подросток манипулирует?

Напомним, что одна из важнейших задач подросткового возраста — научиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Подрастающий ребенок должен стать взрослым, и зачастую приходится отвоевывать свою независимость и самостоятельность.

Но иногда решение этой задачи понимается подростком, как желание делать что хочется: гулять допоздна, оставаться на ночь у друзей, не ходить в школу, играть в компьютер без меры и так далее.

Важно обозначить, что самостоятельность и ответственность — это два необходимых компонента для развития подростка. Так что определенная степень свободы должна присутствовать. Должны быть зоны ответственности, которые вы полностью можете доверить подростку, отдать ему на откуп.

При этом нужно не забывать, что границы дозволенного — это также важнейшее условие для развития. И эти границы важно обозначать и отстаивать, это необходимо как для самого подростка, так и для всех членов его семьи.

Обозначить границы могут только родители или значимые взрослые, которые занимаются воспитанием. Важно обозначить и договориться о последствиях в связи с их нарушением. Правила должны быть разумны и соответствовать возрасту.

Не всегда подросткам хочется соблюдать границы обсужденных договоренностей, для этого возраста характерны нарушения норм и правил. Иногда желание быть взрослым понимается как “делать что я хочу”.

Для того чтобы достигать своих целей, подростки прибегают к разным способам. Один из них — манипуляции в диалоге с родителями, попытка добиться от родителей выгодного им поведения с помощью эмоционального воздействия. Важно вовремя обнаружить, что вами манипулируют и не попадаться в эту ловушку.

Как обнаружить, что вами манипулируют?

Главные помощники здесь — это ваши чувства, ведь они выступают маркерами происходящего.

Манипулирование вызывает следующие чувства:

Стыд

Подросток стремится “расшатать” родительскую позицию, спровоцировать чувство стыда. Как правило, используются выражения вроде: “вот у Васи родители все разрешают…”, “Лена может с родителями всем делится, и они ее понимают…”, “У Толи полная свобода, а я как в тюрьме…“, “Ты ничего не понимаешь, совсем отстал от жизни…” и так далее.

Упор делается на то, что кто-то справляется лучше со своими родительскими обязанностями. Высказывания направлены на то, чтобы вызвать чувство стыда, которое является одним из основных инструментов для манипуляции.

Страх

Послания такого рода связаны с угрозой безопасности подростка и родительской невозможностью на это повлиять. “Сейчас я уйду и не вернусь…”, “Если ты меня не пустишь, я убегу…”, “Если ты не дашь мне денег, я пойду и украду их…” и так далее. Преследуется задача вызвать чувство беспокойства или страха, который является прекрасным инструментом для манипуляции.

Родитель готов пойти на что угодно, чтобы не подвергать своего ребенка опасности и риску.

Вина

Сообщения из этой группы связаны с тем, чтобы вызвать сильное чувство вины. У каждого человека всегда найдется много поводов испытать вину перед своими близкими. Например, недостаточное материальное благополучие (“вот у всех смартфоны последней модели”), развод родителей, то, что родители много работают и мало проводят времени с ним, что школа, в которой он учится, недостаточно хороша, и вообще — “У всех нормальные родители, не то, что ты”.

Сильное чувство вины является хорошим инструментом для манипуляции. Когда родитель чувствует себя виноватым, то готов идти навстречу по многим вопросам вопреки своему желанию.

Гнев

Универсальное чувство, как и все предыдущие сопровождается в том числе злостью и раздражением. Но может возникнуть такое сильное чувство, которое практически невозможно выносить. Хочется его прекратить как можно скорее.

Как правило, вызывается оно долгими и настойчивыми требованиями или “нытьем”. Когда подросток не останавливается, и не останавливается, и продолжает настаивать или “канючить”. Важно, что это происходит довольно долго и складывается ощущение, что невозможно от этого скрыться или уйти.

Бессилие и беспомощность

Вышеназванные чувства часто рождают ощущение бессилия, “опускаются руки”, у родителя появляется ощущение, что он ни на что не способен повлиять.

Вызвать бессилие у родителя — это значит добиться цели, ведь беспомощный родитель уже не в состоянии настаивать на своем и ограничивать подростка в чем-либо.

Подросток манипулирует родителями

Как противостоять манипуляциям подростка?

Замечать свои чувства. Помните, что чувства — это маркеры происходящего, они позволят вам вовремя заметить начало манипулирования. Понимать механизм возникновения манипуляции.

Помните, что все обидные и не слишком приятные слова и действия — это всего лишь способ достижения подростком своей цели.

Четыре совета родителям:

Сами не используйте манипуляции в диалоге с ребенком — таким образом вы обучаете его нечестным методам поведения.

Личным примером учите ребенка честно и по-взрослому строить диалог, ответственно относиться к словам, договоренностям, правилам . Проанализируйте — манипулирование какими чувствами наиболее “эффективно” действует с вами — чувство вины, страха и т.д….

Важно разобраться, почему так происходит , это понимание позволит стать более устойчивым к манипуляции.

В любом случае помните, что вы не обязаны быть идеальным родителем! Никто не совершенен, в том числе и вы, и это еще не повод нарушать правила и вести себя с вами как угодно..опубликовано econet.ru.

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Подросток манипулирует родителями

Психологическая манипуляция — это такой тип воздействия, при котором некто стремится изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики. Не рассматривая партнера как личность, обладающую свободной волей, собственными интересами и потребностями, свободой выбора, манипулятор совершает определенные действия для того, чтобы этот человек сделал нечто, игнорируя значимые для себя вещи.

Считается, что подростки наиболее уязвимы для манипуляций, ведь они уже достаточно автономны и не зависят от родителей, хотя их собственная система ценностей и жизненная позиция пока не сложились окончательно. Но общие принципы применимы для человека любого возраста, который не всегда может оценить риск и последствия своих и чужих действий: либо в силу недостаточности опыта, как это чаще всего происходит у детей, либо в силу неточных представлений о собственных ценностях и жизненной позиции, неумения их отстаивать. И такое случается и у взрослых людей.

Наш тренинг рассчитан на подростков от 13 до 17 лет. И в этом возрастном промежутке тоже, разумеется, очень большая разница — 13-летние дети все-таки еще больше ориентированы на родителей, в 17 лет люди уже совсем самостоятельные. Но общее в том, что степень защищенности от манипуляции у подростка очень зависит от того, какие отношения сложились в его семье: принято ли в ней договариваться, или все члены добиваются своего с помощью манипуляций, умеют ли родители принимать общие решения, есть ли диалог с ребенком, привычка обсуждать, прогнозировать, делиться переживаниями.

манипуляция — всегда обман, обещание чего-то значимого, что ты не собираешься выполнять

Ну, самая очевидная история — «а тебе слабо?». Для подростка огромное значение имеет мнение группы и статус, который он занимает в коллективе. Поэтому его так легко «взять на слабо». «Ах, ты не сделаешь это, не пойдешь с нами, не попробуешь, не. значит, ты слабак, не дорос еще». Подростку кажется, что таким образом утверждается взрослость, демонстрируется возможность принимать самостоятельные решения. Такие манипуляции могут привести к очень трагическим последствиям, ребенка могут подтолкнуть к вредным и даже опасным для жизни приключениям.

Еще одна опасная идея, которой подвержены подростки: «взрослых надо слушаться!». Педофилы манипулируют своими жертвами именно так.

Для того чтобы избежать такого рода воздействия, нужно учить ребенка в любой непонятной ситуации обсуждать, что произошло, попытаться спрогнозировать последствия и поразмышлять над вариантами: если ты выберешь такой путь, то это приведет к такому результату, если другой — то к такому. От того, как родители относятся к ребенку, во многом зависит его защищенность от подобных манипуляций: нужно давать подростку возможность самому оценивать свои действия, поддерживать способность анализировать, не сдерживать стремление попробовать что-то новое. И при этом удерживаться от позиции «я же тебе говорила, теперь сам разбирайся». Это приведет только к тому, что ребенок перестанет рассказывать о неудачах, или со временем у него закрепится мнение, что он не может быть прав, его выбор всегда приводит к неудачам. Или, наоборот, родится протест — раз такое дело, раз он все равно такой плохой и глупый, то он будет делать что хочет.

Это история про эмоции и отношения. В семье чаще всего манипуляторы используют чувство вины, стараются показать, что из-за каких то действий ребенка (или, наоборот, неделания) страдает кто-то близкий, — этакое эмоциональное наказание. «Если ты придешь поздно, папа будет нервничать. Если ты не будешь хорошо учиться, то бабушка очень расстроится. Если ты так делаешь, значит, ты не любишь маму». Кстати такие отношения часто переносятся и на друзей: «Ах, ты не будешь это делать, значит, ты мне не друг, ты меня хочешь кинуть, кто-то тебе важнее, чем я, и т.п.».

Манипуляция — всегда обман, обещание чего-то значимого, что ты не собираешься выполнять. Вот еще один из методов добиться своего: «Получишь отличные оценки, куплю тебе планшет. Уберешься в комнате — разрешу гулять». От нормальных отношений манипулятивные отличаются тем, что задача манипулятора — получить желаемое прямо сейчас, он не слишком разбирается потом с обещанным и не собирается отвечать за последствия. Учителя манипулируют классом, если в ситуации конфликта не вмешиваются, а дают расширенные полномочия другим детям, давая понять, что они закроют глаза даже на насилие и травлю: «Вася, сделай так, чтобы Петя заткнулся!» Как в любой манипуляции, здесь нет прямого послания, а есть неявное делегирование, эксплуатация. Как правило, манипулятивное воздействие продвигает интересы одной стороны за счет других людей, и может считаться эксплуатационным, насильственным, нечестным и неэтичным, хотя выглядит совершенно безобидным.

это история про нарушение границ, про потерю своих собственных жизненных ценностей

Насторожить должны любые нехарактерные поведенческие проявления. Любое резкое изменение поведения и образа жизни должно стать поводом для прояснения: подросток раньше целыми днями сидел за компьютером, а теперь вдруг резко стал рваться в поля. Или, наоборот, — гулял напропалую, но вдруг стал зависать дома. Или появились такие слова в лексиконе: «Я не знаю, почему я так сделал, не понимаю, как это произошло».

Важно понимать, что манипуляция — это не обязательно подстрекание к наркотикам или каким-то страшным вещам, чаще всего это гораздо более повседневная история про нарушение границ, про потерю своих собственных жизненных ценностей, и это тоже очень опасно. Подростку самому чрезвычайно трудно осознать, что на самом деле — не он автор того или иного своего поступка, что его эксплуатируют. Но для того, чтобы справиться с манипуляцией и научиться говорить решительное «нет» в ситуациях, когда тебя вынуждают делать то, что противоречит твоим желаниям и представлениям о правильном, самое важное — назвать и обозначить.

Манипуляция — это всегда непрямое, завуалированное послание. Чтобы справиться с ней, нужно сделать это послание прямым и очевидным. На тренинге мы пробуем распознавать манипуляции и отличать их от прямых посланий, опираться на собственный выбор и ценности при встрече с манипуляциями, работать индивидуально, в парах, в группе. Ближайший тренинг устойчивости к манипуляциям пройдет 28 января.

Есть такой замечательный человек в Петербурге — Наташа Романова. У нее дети уже взрослые, а сама она, филолог и нейрофизиолог, работает с подростками — ведет «Школу грамотности Наташи Романовой», где по своей, лично разработанной и научно обоснованной системе учит старшеклассников безошибочному письму без применения правил. Учит не так, как в школе, а эффективно, быстро, бодро и надолго. Так вот, Наташа Романова весьма жестко отзывается о тех родителях, кто называет своих подростков «дети». Не дети они уже. Но, с другой стороны, ведь и не взрослые еще. Как же на них можно повлиять?

1. Заставить и запретить

На самом деле, этот инструмент у нас все-таки есть. Только использовать его придется не добровольно, а значит, ценой могут быть испорченные на всю жизнь отношения. Поэтому применяем его, только когда совсем катастрофа. Наркотики, анорексия, разговоры о суициде, бандитизм, вовлечение в секту — схватить и оттащить от края. Мы взрослые и мы еще можем сделать с подростком все что угодно, хоть в школу при монастыре отдать, как один мой знакомый дочь-наркоманку. Она просидела там шесть лет и вышла в двадцать, когда все ее друзья и подружки уже умерли. Не хочу того папу ни судить, ни хвалить, ни вообще как-то оценивать, и уж точно никому не желаю повода следовать его примеру — просто пытаюсь показать масштаб проблем, в которых в принципе имеет смысл действовать таким образом. А вот более мелкие аварии вроде «бросил школу», «занимается сексом до брака» — мы готовы заплатить за это отношениями с ребенком? «Целыми днями валяется с телефоном» — а за это? Скорее нет, чем да, но вдруг у него серьезная депрессия? Прежде чем орудовать железной рукой, надо еще и понять, куда тащить-то собираемся.

2. Составить договор

В письменном виде. И повесить на стенку. Для родителя договор прекрасен тем, что может сделать сносным совместное проживание с экспансивным (от слова экспансия) молодым существом. У родителей и у детей имеются права и обязанности. Родитель имеет право садиться утром на чистый унитаз. Ребенок имеет право не отвечать на СМС, но на звонки — обязан. Или наоборот. Любая вещь, брошенная за пределами комнаты, отправляется в мусорное ведро. За грязные следы на потолке — самостоятельная побелка оного. Все что угодно, главное, реалистичные для нашей семьи пункты и совместное их обсуждение. Большинство подростков уже умеют худо-бедно контролировать импульсы, а значит, будут этим пунктам следовать. Договор хорош тем, что при наступлении санкций винить плохого родителя нет смысла: все честно, фантики и шкурки из ванной должны быть убраны без звука, а у меня в комнате могут гнить хоть вечность. Важно, что договор не является попыткой добиться от подростка желаемого «курса его жизни», договор — это не мотиватор. Это всего лишь средство, позволяющее четко разделить границы. Поэтому в него не стоит вносить пункты вроде «компьютерного времени, которое составляет не более двух часов в сутки» и прочих штук, которые родителя никак лично не касаются. Договор — это разделение прав и обязанностей, территории и ресурсов.

3. Вручить самостоятельность

Как Ельцин союзным республикам: «столько, сколько смогут проглотить». Мы ему спокойной ночи, а он свет включает, иии. Утром будишь ее, будишь в школу, а онааа. Все, родитель устал! Подросток должен понимать, что если он действительно чувствует себя достаточно сильным, чтобы бороться с родителем, то он достаточно силен и для того, чтобы его наконец хоть в чем-то победить. Поднимаем лапки кверху: нас победили. Мы не можем уложить тебя спать, если ты не лег сам, и не можем заставить надеть шапку, если ты считаешь, что не холодно. И тянуть «приличную гимназию» ты уже можешь только сам, а если не тянешь, значит, придется из нее уйти. Плюс в том, что мы можем долго думать, прежде чем что-то отпустить, и можем взять права обратно, если увидим, что дело идет к какому-то полному краху. Я думала, что ты справишься, но ты всю неделю ложилась в шесть утра и не училась вообще — это значит, что мне придется еще сколько-то месяцев тебя укладывать и будить. Но не разочаровываемся, а постоянно тестируем реальность — может, уже готова? Проспала во вторник и в среду, но в четверг сама собралась вовремя — ага! Получаются такие весы: тут пока мы сильнее, а тут уже она, а тут опять пока мы.

4. Обсудить планы

Лет с 15-16 надо давать старшему подростку понять, какой уровень поддержки ждет его после 18-ти и где мы начнем страховать его риски. Это должно быть предельно ясно: например, «мы всегда нальем тебе тарелку супа и ты сможешь у нас жить, не более того, но на это можешь рассчитывать». Или «за свою учебу ты отвечаешь сам, мы не будем отмазывать тебя от армии, если ты не поступишь». Или «до шестого курса можешь не беспокоиться ни о чем». Или «от армии отмажем, но заставим идти на работу и вносить вклад в семейный бюджет». Это совершенно разные программы действий для нашего крошки. Человек же должен как-то планировать свое будущее! А то живешь на всем готовеньком вроде, но нечеткость какая-то, неуверенность: я уже взрослый или еще кто? А когда стану взрослый, тогда что? И когда? А коли не стану, то кто виноват? Если четко обсудить все эти вещи вместе, поговорить о конкретных планах на будущее и способах их достижения — может родиться прямая близкая мотивация. Только планы, разумеется, должны составляться вместе. Мы не «ставим подростка в известность, что после 18 он выметается с нашей жилплощади» и не пытаемся «дать ему хорошее образование». Только вместе. Игры тестировать? Патологоанатомом? Или пока-никем-но-я-люблю-тебя-мамочка? Спасибо, я тебя тоже. Очень.

Ну, это все пафос и общие слова, а каждый день-то что делать? Вот не хочет барышня в магазин сходить вместо матери, у которой младенец младший болен. Что делать? На каждый день наш главный инструмент — это выключаться. Есть такие обогреватели: нагреют воздух до указанной температуры — раз, выключились, стоят как паиньки и остывают. Родителю подростка нужно тоже так уметь. Не знаешь, что делать? Ребенок нарушил все правила, яростно сопротивляется, ничего не хочет или очень хочет не то, наших сил не хватает, чтобы его убедить? Спросим себя, не умрет ли кто, не дай Бог, если мы прямо сейчас выключимся. Если вопрос на данный момент не смертельный — смело переходим в режим «офф». Это значит, что мы продолжаем присутствовать, но перестаем конфликтовать. Мирно пьем чай на кухне. Делаем только то, что нам сейчас хочется. Если ребенок у нас реально трудный и проблемный, это хорошая профилактика созависимости. Главная трудность — надо выключить все общие и пафосные мысли вроде «что же из него вырастет». Сейчас нас интересует не это, а спокойно прожить час.

И еще: подростку полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что он прав, но отказывается от борьбы. Который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». И, что важно, дает поступить неправильно. Дочка в тот день в магазин не пошла, чувствовала себя от этого не очень, и в следующий раз, возможно, ее даже не придется просить.

Выключившись, мы даем себе отдохнуть и даем жизни сработать за нас, вместо наших воспитательных визгов.

1. Слезы.Когда они чего-то хотят, то ноют и хнычут.

2. Угрозы.«Наверное, я брошу школу». «Вот возьму и выйду замуж». «Я могу попасть в беду».

3. Спекуляции.«Если бы ты меня любил, ты бы. «

4. Сравнение.«Ни у кого нет таких коротких волос». «А Биллу отец просто взял и купил Мустанг». «У всех есть ангорские свитера». «Других не заставляют мыть руки каждые пять минут». «Все туда идут».

5. Шантаж.«Наверное, я заболею». «Ты же знаешь, я при гостях всегда могу болтнуть лишнего». «Я расскажу папе, что ты прячешь от него этот счет».

6. Настраивание одного из родителей против другого.«Мама меня не пускает в кино, как же так, па?» «Попроси папу дать мне машину, а то мне он отказывает, представляешь?»

7. Ложь.«Мы идем в библиотеку» (но о вечеринке через пять минут после посещения библиотеки ничего не говорится). «Я тут не при чем». «Я этого не брал».

8. Хандра.Подавленное состояние подростка вынуждает мать идти на все, чтобы поднять его настроение.

Как родители манипулируют подростками.

1. Обещание конфетки.«Убери во дворе, и я дам тебе кредитную карточку». «Вынеси мусор, и я подброшу тебе на карманные расходы». «У меня есть два билета на футбол. Будь умницей, и мы посмотрим, что с ними делать».

2. Угрозы.«Если ты не подвезешь тетю Агнес, то и сам пойдешь пешком». «Я думаю, мне стоит сходить в школу и поинтересоваться твоими успехами».

3. Сравнения.«Джону не разрешают так много, как тебе». «Билл учится лучше тебя». «Мне нравится Том, он такой вежливый. «

4. Неискренние обещания.«Когда-нибудь ты съездишь в Диснейленд». «Я поговорю с одним человеком насчет занятий в летном клубе». «Я постараюсь, чтобы у тебя был такой свитер».

5. Шантаж.«Вот придет отец с работы, я ему все расскажу». «Твой учитель не очень обрадуется, если узнает, как мало времени ты посвящаешь домашним заданиям».

6. Болезнь как средство контроля.«Если ты сейчас же не прекратишь, у меня будет инфаркт!» «Не шуми так, а то у меня начинается мигрень».

7. Использование любви.«Ты бы не поступал так, если бы хоть капельку любил меня».

Сравнение этих двух перечней наводит на мысль, что подростки и родители неизменно играют в одну и ту же игру. Родители, будучи лицами официально ответственными, играют роль «попирающих», а подростки выступают в роли «попираемых», будучи готовы манипулировать любыми доступными средствам. Между ними завязывается изнурительная манипулятивная борьба. Далее, поскольку подростки пытаются выскользнуть из рамок, в которые их помещают взрослые, родители чувствуют, что должны прибегнуть к силовым играм. А в таких играх первое правило состоит в том, что все это — очень серьезно и на самом деле. Подросток тоже чувствует, что игра пошла по-крупному, и преисполняется решимости «выиграть».

Чтобы лучше понять происходящее, важно учитывать, что подростки рассматривают силовую борьбу с родителями как состязание, в котором действует правило: «Я выигрываю — ты проигрываешь». Третьего не дано. Родители для них — это соперники или враги, над которыми во что бы то ни стало нужно взять верх. Поэтому едва ли не любое взаимодействие между поколениями оборачивается схваткой. Примеров тому можно привести сколько угодно.

Манипуляции – одна из самых распространённых детских уловок, чтобы получить желаемое. Чтобы успокоить плачущее чадо, родители нередко идут ему на уступки. В результате маленькие хитрецы постепенно знакомятся со слабыми местами взрослых и в следующий раз устраивают новые скандалы, чтобы добиться своего. О том, как выявить манипулятора и исправить такое поведение, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Манипуляции – это методы психологического воздействия на человека, которые позволяют добиться желаемого. Такую тактику используют как взрослые, так и дети. Если вы начали замечать, что ваш ребёнок стал часто использовать данные приёмы, то проблему нужно решать как можно быстрее, иначе вы не научитесь решать вопросы адекватными способами.

Подросток манипулирует родителямиПлач и истерики

По каким признакам родители могут понять, что они стали жертвой маленького манипулятора?

  1. В конфликтных ситуациях у вас просто не остаётся выбора, кроме как уступить чаду. Если этого не сделать, начинается истерика и слёзы, которые не получается остановить никакими способами.
  2. У вас нет чётких правил воспитания. Если вы постоянно меняете способы воздействия на ребёнка, не рассказываете о правилах поведения и закрываете глаза на непослушание, он начнёт вить из вас верёвки и самостоятельно решать, как стоит себя вести.
  3. Вы замечаете, что малыш ведёт себя всегда одинаково, чтобы получить то, что хочет. Это проявляется в его мимике, жестах, словах. Скорее всего, он повторял это уже не один раз и понял, как воздействовать на вас.
  4. Малыш раздувает огромный скандал даже при самой незначительной проблеме. Например, он не хочет обедать, ложиться спать, убирать за собой игрушки.
  5. Вы часто ловите себя на мысли, что вы – плохой родитель. Параллельно с этим чувством можно ощущать и стыд за своё чадо перед окружающими.

Крохи учатся манипулировать мамой и папой уже с 2-х лет, когда кричат и плачут по поводу и без

Способы влияния детей на родителей могут быть такими:

  • скандалы, крики, слёзы;
  • притворство, наигранная беспомощность;
  • агрессивное поведение;
  • вызывание жалости (например, с помощью имитации плохого самочувствия);
  • лесть (когда малыш старается вести себя хорошо только тогда, когда ему что-то надо).

Подросток манипулирует родителямиАгрессивное поведение

Почему нельзя допускать такое поведение?

Если вы заметили, что чадо постоянно закатывает истерики, чтобы получить желаемое, не стоит идти у него на поводу. Это может привести к тому, что он вырастет эгоистом, которому будет сложно налаживать контакт с окружающим миром, решать вопросы спокойными способами. В результате такой человек может остаться без друзей и семьи, ведь никому не будет приятно связываться с личностью, которая не умеет договариваться и уступать.

Что делать?

Чтобы прекратить такое поведение, психологи рекомендуют придерживаться следующих правил.

  1. Запаситесь терпением и забудьте о жалости. Если вы решили бороться с психологическим воздействием, то заранее нужно понять, что малыш не перестанет скандалить с первого раза. Ваша задача – оставаться непреклонным и не уступать при истериках. Чаду следует понять, что подобные уловки больше не подействуют.
  2. Заранее согласуйте новые правила поведения со всеми членами семьи. Если мама будет позволять малышу одно, а папа – другое, ничего хорошего из этого не выйдет. Определитесь, какой стратегии придерживаться и вместе ей следуйте. Разумеется, если у вас несколько детей, то эти правила должны относиться ко всем.
  3. В случае истерик игнорируйте слёзы, попытки вызвать жалость. Не стоит давать малышу в ответ негативные эмоции, лучше их просто не проявлять.
  4. После ссоры дайте себе и чаду время, чтобы остыть. Такая пауза поможет успокоиться и обдумать ситуацию, сделать свои выводы.

Манипуляции нельзя путать с нехваткой родительской любви и попытками привлечь к себе внимание

Эти правила подойдут тем, чьи дети привыкли добиваться своего с помощью конфликтов. Но что же делась с теми, кто использует противоположные методы в виде притворства или беспомощности?

Подросток манипулирует родителямиИмитация плохого самочувствия

В данной ситуации стоит пресечь попытки управлять вами. Если малыш делает вид, что заболел, вы можете вызвать при нём доктора. Большинство детей не любят иметь дело с врачами, поэтому в следующий раз вряд ли он станет повторять такую хитрость. К тому же, вы заодно сможете проверить его здоровье, ведь, возможно, он и вправду себя плохо чувствует.

Если же ребёнок не хочет что-то делать сам, то стоит ему донести, что вы помогать не станете. Затем стоит дать ему время на выполнение этого дела. При попытках вызвать жалость нельзя терять самообладание. В этот момент стоит понять, что если ситуацию не пресечь сейчас, дальше вам будет сложнее.

Эти советы помогут вам прекратить манипуляции ваших детей и научиться решать проблемы спокойными способами. Такой навык положительно скажется на ваших взаимоотношениях и заодно сделает вашего ребёнка более успешным в будущем. Дополнительные советы на эту тему можно узнать из данного видео:

Подросток манипулирует родителями

Подросток, который разозлился на мать за то, что она не купила ему мобильный телефон и заставляет убирать дома, пожаловался на нее в полицию Литвы. Сотрудник полиции, не пожелавший назвать свое имя, сказал, что по таким вызовам ему приходится ездить нередко. Однако психологи отмечают, что часть вины за то, что не удалось справиться с конфликтной ситуацией, ложиться и на родителей.

Адвокаты подтвердили, что в их практике бывают случаи, когда в полицию обращаются подростки, чьи желания не выполнили родители, но депутат Довиле Шакалене сказала, что такие случаи очень редкие.

Страж порядка рассказал, что однажды 15-летний позвонил в полицию и сказал, что мать за ним не смотрит. Когда приехала полиция, подросток сказал, что ему не покупают новый мобильный телефон и заставляют убирать дома.

«Слава Богу, удалось ему объяснить, что надо радоваться, что его кормят дома. Другая мама сказала бы – не хочешь, не нравится, иди в детский дом и сиди там. Конечно, такое говоришь с опаской, ведь он может написать на тебя жалобу. Несовершеннолетний утверждал, что не удовлетворяют его потребности. Только не помню, какое точно умное выражение использовал», – сказал собеседник. Мать подростка признала, что «не справляется с ним».

«В прошлом году ездил по вызову в один вильнюсский микрорайон. 16-летняя девушка всех обвинила в насилии. И братьев и сестер. Все в семье ее бьют. А выяснилось, что она сама связалась с дурной компанией, по ночам не приходит домой и еще ведет себя наглым образом – какое у них право было меня искать. Мать с отчимом весь микрорайон обыскали.

Как ни странно, на отчима не жаловалась. Может не осмелилась, поскольку мать недавно вышла за него замуж, мужчина поступал мудро, старался не вмешиваться. (. ) Они договорились, если что — регулирует мать. Я девушке лекцию прочитал, а она мне угрожала, что пожалуется на меня», – рассказал полицейский другой случай из своей практики.

Детский психотерапевт Года Бачене сказала, что оценивать подобные ситуации сложно, поскольку неизвестно, что между родителями и детьми происходило до того как вмешалась полиция.

«Неясно, что было до этого, может, последняя фраза и была «не куплю телефон», но если до этого была договоренность, что купят, если что-то сделает, все было сделано, а тут подросток поздно вернулся и ему сказали «я тебе не куплю телефон», то это уже не связано, но родители связывают такие вещи. Такие неясности между родителями и детьми бывают часто. Это происходит от беспокойства родителей, родители опасаются неясного, нового поведения, того, что подросток требует больше свободы, чего в их юности не было и т.д.», – сказала специалист.

По ее словам, нормально, когда подростки ищут доступные границы, а родители должны их устанавливать, принимая во внимание их, замечая их, уважительно, без обобщений. Кроме того, некоторые решения можно передать самому растущему ребенку.

«Конфликт всегда есть конфликт, но разъяснения и последствия надо разъяснять с уважением, без наказания на всю жизнь. Обозленные родители часто говорят «больше никогда», «всегда», например, больше никогда не пущу или ты все всегда делаешь не так. Такие обобщения расстраивают подростка, поскольку он принимает их дословно, это пугает и вызывает озлобленность», – сказала Бачене.

Адвокат конторы Moisejevas, Vilkas ir partneriai Hansa Law Offices“ Видас Вилкас подтвердил, что в практике бывают случаи, когда подростки из мести жалуются на родителей. Он заметил, что за ложные показания наказывают с 16 лет.

«Нередко бывают ситуации, когда несовершеннолетний, чтобы отомстить своему близкому за то, что он, например, заставляет ходить в школу, вовремя возвращаться домой и т.д. или из недовольства, например, что мать живет с отчимом, начинает, скажем так, шантажировать близких, и при этом не несет никакой ответственности», – сказал он DELFI.

Вилкас заметил, что как Служба по правам детей, так и полиция нередко предпринимают какие-то действия, опираясь на первичную информацию, которая чаще всего бывает неточной.

Полицейский, с которым общался DELFI, подчеркнул, что все описанное им происходило еще до 1 июля, когда вступил в силу новый закон о защите прав детей. Он заметил, что не знает, как поступил бы, если бы подобный вызов был получен сейчас.

«Установка власти такова — не ты должен оценивать, человек жалуется, значит, все так и есть. Мне это не нравится. Человек говорит – не я был насильником, а она, а потом вызвала полицию, но некоторые думают так — я первый вызвал, значит, я прав. Тогда пока выясняют, человек 1-2 суток проводит в КПЗ. Сегодня, возвращаясь с работы, я как раз об этом думал, ты должен действовать по закону и выбора тебе не оставляют», – сказал сотрудник полиции.

Депутат Шакалене с этим не согласна. Она заметила, что полиция не только может, но и обязана реагировать, если есть подозрения, что подросток манипулирует родителями. Она напомнила, что по новым требованиям, полиция, когда едет по такому вызову, должна уведомлять Службу по правам ребенка.

«Если ребенок заявляет, что ему не покупают телефон и заставляют убирать дома, то полиция должна вызвать Службу по правам ребенка. Сегодня у нас служба работает 24 ч. в сутки, 7 дней в неделю. Они приедут и установят уровень угрозы. Только в рамках закона понятно, что такие жалобы про телефон и уборку — не угроза. Это не нарушение прав ребенка. Тут все легко выяснить, где опасность, а где нет», – сказала Шакалене.

Она считает, что такие случаи, когда дети лгут и шантажируют родителей встречаются очень редко.

Стремление манипулировать чаще всего диктуется неуверенностью и тревогой, справиться с которыми можно только с помощью тотального контроля и недоверия.

Родитель-манипулятор – не всегда тонкий психолог и знаток человеческих душ. Манипуляция собственными детьми растет из превратного понимания ответственности, которая воспринимается как постоянный навязчивый контроль и лишение ребенка права на самостоятельность.

Отсюда эти многочисленные «мама лучше знает, как надо», «ты меня до инфаркта доведешь», «мне за тебя стыдно перед людьми», «ты должен» и «разве для этого я тебя растила?».

Стремление манипулировать чаще всего диктуется чувством неуверенности и тревоги, справиться с которыми можно только с помощью тотального контроля и недоверия. А их, в свою очередь, нужно замаскировать под нечто благовидное: заботу, беспокойство, стремление-сделать-как-лучше. Но самое печальное в том, что ребенок никогда не перестает быть для такой мамы маленьким – будь ему хоть 30, хоть 50… Для нее он всегда нуждается в заботе, а стало быть – и в контроле тоже.

Манипулирующая мама по доброй воле вряд ли изменит формат отношений со своим взрослым ребенком: обязательно спросит, как он покушал, и ткнет носом в невымытую посуду. Поинтересуется, кто звонил, расскажет, что она об этом думает – попросит не приходить поздно и пригрозит очередной болячкой или седыми волосами, появившимися по милости чада. Бесполезно надеяться на то, что родительские манипуляции когда-нибудь сами рассосутся.

Манипулирующие мамы, конечно, не прочь анонсировать: «вот когда закончишь институт, тогда…» или «когда у тебя появятся свои дети, тогда…». Но продолжением таких анонсов обычно становится «тогда я смогу умереть спокойно». Заметьте: о снятии контроля над великовозрастным дитятком никто и не заикался. Родитель так и будет играть на чувстве вины и чувстве долга.

Дети манипулирующих родителей могут пребывать в двух глобальных состояниях: либо осознавать, что они являются жертвой тотального контроля — либо нет. У тех, кто осознал происходящее, на выбор есть несколько вариантов поведения.

Терпеть

Это делает вам честь как человеку, бесконечно уважающему родителей. Но не более того. Что значит терпеть? Во-первых, понимать, что вы не являетесь хозяином своей судьбы, во-вторых, постоянно бороться с раздражением в адрес родителя, в-третьих – все время испытывать чувство вины («она для меня все – а я…»). Противоречий масса, удовлетворения жизнью – ноль, зато есть возможность в полной мере ощутить себя хорошим человеком.

Есть ли другие варианты? О них мы сейчас поговорим.

Выяснять отношения

Для тех, кто потерял психологическую невинность и начал осознавать родительские манипуляции, путь выяснения отношений – самый распространенный. Желание понять «За кого они меня держат?» и «Да кто вы такие?» обычно приводят к многочисленным скандалам. Пока неизвестно ни одной удачной попытки указать родителям на ошибки в поведении, которая была бы принята к сведению.

Удалиться

Чуть более зрелый путь – сепарация. То есть, отделение от родительской семьи, самостоятельная жизнь и сокращение контактов. На первых порах тех, кто стал «отрезанным ломтем» мучит чувство вины. И в этом есть рациональное зерно: родителям может понадобиться помощь, им как-никак требуется внимание, у них, скорее всего, проблемы со здоровьем. Вряд ли замашки родителей достали вас настолько, чтобы полностью обрывать все контакты? Тем более что манипулирующие родители считают детей некой частью себя: расстаться с ребенком для них – сродни очутиться без руки или ноги.

Стать таким же

Случается, что у родителей-манипуляторов вырастает достойная смена, начинающая оттачивать свои манипуляторские навыки на них же самих. В итоге получается эдакий симбиоз манипуляторов-неразлучников, зрелище поистине драматическое. Сомнений нет: эти навыки, поначалу используемые как защита, будут применены ребенком на прочих окружающих и на его собственных детях и в дальнейшем станут основным способом его общения.

Изменить ситуацию

То есть перестроить свои отношения с манипулирующими родителями. Это самый зрелый путь, но одновременно и самый сложный. Многим не верится, что отношения, в которые они были включены с самого детства, поддаются изменениям. Поддаются, но требуют усилий.

Шаг первый : понять. На этом этапе надо осознать, что родительские манипуляции – они не со зла. Они от избыточной ответственности, от неуверенности в своих силах, от желания, чтобы с вами все было хорошо. В конце концов – оттого, что мамой, возможно, в детстве так же манипулировали ее родители.

Шаг второй. Выяснив, что мама – тоже человек, проясните, какой именно человек. Что вы знаете о ее детстве и юности, отношениях с родителями, о том, почему она выбрала свою профессию. Важны любые детали. Представьте, что вы собираете материал для ее биографии.

Шаг третий. Ощутите себя взрослее собственных родителей. Наверняка в чем-то у вас больше опыта, к тому же вас украшает зрелое решение перестать быть объектом манипуляций. Постарайтесь относиться к родителю-манипулятору так, как врач относится к пациенту: доброжелательно, твердо, терпеливо. Не надо взвиваться, обличать, выяснять отношения. Перед вами – нечто среднее между пациентом и ребенком. Не «разводитесь» на родительские попытки втянуть вас в скандал и не обращайте внимания на все родительские оценки, поступающие в ваш адрес.

Шаг четвертый. На этом этапе нужно начать перестраивать свои отношения с родителями. С одной стороны, постепенно увеличивайте дистанцию между ними и собственной частной жизнью. Не стоит допускать родителей на свое личное пространство, не давайте шанса терроризировать вас звонками (лучше звонить самостоятельно – и не по графику, а неожиданно). С другой стороны, у родителей не должно создаться впечатления, что вы сознательно вытесняете их из своей жизни: проявляйте заботу, дарите мелкие подарочки, если есть возможность – вместе выходите в свет. В конце концов, кто здесь самый взрослый – вы или родители? Спланируйте для родителей какое-нибудь занятие: похудание по графику, визиты в бассейн, прослушивание аудиокниг, регулярно интересуйтесь, как идет процесс, порой можно пожурить за отлынивание.

Ссылка на основную публикацию