Почему подросток не хочет учиться

С каждым разом интерес к учебе все больше и больше угасает. Мы перестаем хотеть учиться.

Это связанно с множеством причин.

Сегодня я перечислю все эти причины.

1.Конфликты.

  • Со сверстниками.

Почему подросток не хочет учиться

Известно, что многие подростки жестоки по отношению к другим. Из-за этого, многие подвергаются травле со стороны одноклассников. А если это случается почти каждый день, то понятно, что подросток не захочет идти в школу. Так же, это может повлиять на самооценку подростка. Поэтому, если вашего ребенка обижают в школе, то лучше вам или учителям стоит вмешаться. Но, учителя не всегда могут вмешаться. Когда я несколько раз обратилась к учителю с просьбой, помочь мне, она просто игнорировала или обещала разобраться, на следующий день ничего не менялось.

Почему подросток не хочет учиться

Конфликты с учителями, тоже важная причина, по которой мы прогуливаем. Там все сложнее, «Учитель всегда прав.» это должен запомнить каждый из учеников. По крайней мере, так думают учителя. Мы тоже личности, и тоже порой хотим отстаивать свои права и учиться самостоятельности.

Была у нас девочка в классе. 8 класс, подготовка к следующему году, 7 уроков, каждый нужно помнить на зубок. И вот девочка, хорошиста, лежала на парте, потому что у нее болела голова, она все выучила, так и вдобавок, у нее скоро должен был состояться гос. экзамен по танцам. Когда она лежала, учительница просто начала орать на нее, за то, что она не слушает, притворяется, и ничего не делает. Там завязался конфликт, вызвали отца девочки, и она оказалась опять виноватой.

2. Переизбыток информации.

Почему подросток не хочет учиться

Каждый день, по нескольку разных уроков, не всегда положительно влияют на мозг. Так еще и домашнее задание.

Безумно трудно, отсидеть 7 уроков, запомнить все, сделать огромное кол-во домашки, а к тому же, у многих есть и доп. занятия. Конечно подросток будет прогуливать школу. Столько всего надо сделать, но и погулять с друзьями тоже хочется. Все настолько давит, что прогулять уроки создает меньше проблем, чем выучить какой-нибудь стих, и формулу по химии.

Признайтесь, вам самим тоже хочется иногда прогулять работу, мы такие же, как и вы, только с меньшим жизненным опытом.

3. Неправильный подход.

Почему подросток не хочет учиться

Еще бывает, что у учителей неправильный подход, урок не затягивает, информация не усваивается и все чаще смотришь на часы. Учителя весь урок успокаивают и кричат на учеников. Такой урок и прогулять охота.

Почему подросток не хочет учиться

С молодыми учителями общий язык найти намного легче. Они знают в какой форме объяснить, как сделать урок, более интересным. Такой урок проходит в тишине. Если дело касается прогула, то вспоминается, что урок затягивает, учитель добрый и информация полезная. Прогуливать перестает хотеться.

4. Ненужная информация.

В школе говорят, что все что на уроке, в жизни пригодится. Но мне и моим знакомым, еще не была нужна большая часть информации.

А вот ту информацию, которая мне действительно нужна, ее нет в школе, и приходятся искать в интернете.

Сейчас такой период, да и вообще он всегда был. Малолетние дети, рано беременеют. Так почему нам не рассказывают в школе, на уроке Анатомии, что до 18 лет это может быть слишком опасно? Не все родители это нам рассказывают. Почему в школе не рассказывают способы самообороны, ведь подростки любят гулять по ночам. Или как выжить в лесу? Я помню, что нам на уроке анатомии, рассказывали, что на 1 стадии, малыша еще надо называть зародышем. Зачем мне это?

Получается мы прогуливаем школу, потому что:

  • Часто случаются конфликты.
  • Слишком много информации.
  • Неправильный подход.
  • Много лишней информации.

Если ваш ребенок, прогуливает школу, а вы об этом узнали, то спросите, по какой причине он это делает?

Подросток не хочет учиться – проблема, волнующая многих родителей. Подростки, находясь на стадии глубокого жизненного кризиса, испытывают трудности в процессе обучения, связанные с бурным в этот период физическим ростом и начавшимся половым созреванием.

Выделяют 4 глобальные причины, которые препятствуют нормальному ходу обучения подростков.

1. В подростковом возрасте наблюдается мощный гормональный взрыв. Процессы возбуждения в коре головного мозга протекают очень быстро, а процессы торможения, наоборот, очень медленно. В связи с чем, любая мелочь отвлекает, раздражает, заводит, а вот остановиться, сдержать себя подросткам непросто. Находясь в таком состоянии им трудно сосредоточиться на уроках. Если материал интересен ребенку – он его без труда запомнит и усвоит, если нет, то в голове у него ничего не задержится.

2. Бурный физический рост, из-за которого кости и мышцы растут неравномерно, вследствие чего все движения подростков становятся неуклюжими. Особенно нелегко мальчикам. У них в этом возрасте наблюдается повышенная хрупкость костей. Они чаще ломают руки и ноги. Очень высока и потребность просто лечь, растянуться на диване, придя домой. От родителей часто можно услышать: «Что разлегся, иди, делай уроки!».

3. Вслед за быстрым физическим ростом сердце порой не успевает расти. Оно начинает болеть, сердечный ритм временами убыстряется. Из-за недостаточно хорошо развитого сердца в головной мозг не поступает необходимое количество кислорода, в связи с чем, ребенок быстро устает, плохо соображает, как у мальчиков, так и у девочек могут случаться обмороки. Девочки – подростки часто страдают гипертонией (повышенным артериальным давлением). Чтобы помочь детям справиться с данными физиологическими особенностями, взрослым реже нужно говорить: «Нельзя идти гулять, ты еще уроки не сделал…Почему так долго шел из школы, опять с Сашкой гуляли…Нечего на перемене бегать на улицу, грязь только разносите!».

4. Из-за гормонального всплеска эмоции подростков сменяются так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То ребенку все интересно, он с радостью принимается за работу или уроки, то вдруг его все раздражает. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них изменчивость настроения связана с установлением менструального цикла.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

  • Подросток должен проводить в движении на свежем воздухе не менее трех часов в день. Именно в этот период времени ребенок оттачивает свою гибкость, пластичность движений, ловкость, координацию. Не ругайте постоянно, если он не может спокойно, не крутясь сидеть во время занятий, и норовит то и дело прилечь на диван.
  • Спать должен подросток не менее 9 часов в день. Так как физиологическая нагрузка на организм в этот возрастной период весьма велика.
  • Больше уделяйте внимания своему ребенку. Не ограничивайте ваше с ним общение вопросами типа: «Ты поел? Уроки все сделал? Какие отметки сегодня получил?». Подростки только делают вид, что родители им не нужны. На самом же деле советы, мнение, высказанные в дружелюбной форме и просто дружба очень важны и нужны ему.
  • Большинство родителей хотят, чтобы их дети хорошо учились, ответственно выполняли все заданные на дом уроки. Но неразумная школьная нагрузка вынуждает подходить детей к урокам избирательно: какие-то просмотреть вскользь, какие-то сделать, какие-то пропустить, отложить… Во избежании конфликтов, будьте весьма сдержанны и корректны в общении с подростком. Воспитывая подростка, учитывайте тип его темперамента.
  • Если подросток не слушается, ведет себя агрессивно по отношению к родителям и другим людям, тому виной может быть неправильно выбранный стиль семейного воспитания.

Содержание статьи:

Почему подросток не хочет учиться

Переходный возраст мало кому дается легко или незаметно. Многие родители однажды понимают, что их ребенок стал совсем другим – замкнутым, непослушным или даже агрессивным. И что не менее волнует обеспокоенных родителей, так это то, что ребенок не хочет учиться. Часто бывает так, что в начальных классах дети учатся с интересом и рвением, но приходит время расставания с первой учительницей, и все кардинально меняется. Уже в пятом классе подростки не хотят учиться как раньше, т.к. куда-то пропадает их интерес к занятиям, а для некоторых представителей подрастающего поколения учеба становится настоящей мукой. Почему так происходит? Почему подростки не хотят учиться? А главное, как заставить ребенка учиться? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах.

Почему ребенок не хочет учиться

Однозначного ответа здесь, разумеется, быть не может. И не всегда нужно винить в том, что подросток не хочет учиться, его переходный возраст. Однако, как показывает практика, именно в этот период большинство детей перестают уделять учебе должное внимание, хотя уже понимают, что от нее им никуда не деться. С чем это связано? Основными причинами тому, почему подростки не хотят учиться, психологи считают следующие:

  • • Недопонимание, для чего нужно учиться.
  • • Потеря интереса к обучению в связи с появлением каких-либо увлечений.
  • • Усталость.
  • • Неуспеваемость в предыдущие школьные года.
  • • Перегруженность (несколько кружков сразу, репетиторы, домашние обязанности и т.д.).
  • • Отношения с противоположным полом.
  • • Конфликты в школе с учителями или одноклассниками.
  • • Переход в другую школу.
  • • Негативные отношения в семье.
  • • Влияние плохой компании.

Как видим, причин тому, почему ребенок не хочет учиться, много, причем здесь указаны далеко не все из них. К сожалению, с этой проблемой приходится сталкиваться практически всем родителям, и именно им придется бороться с нежеланием подростка учиться.

Итак, если ваш ребенок не хочет учиться, в первую очередь нужно выяснить этому причину. Возможно, после ее устранения у подростка появится интерес к учебе. Сначала поговорите с ребенком, может быть, он сам расскажет о своей проблеме. Поговорите с классным руководителем школьника и с другими учителями предметниками. Если проблема вам кажется серьезной, а ваше чадо не хочет ни о чем рассказывать, то неплохо было бы сходить с ребенком к психологу. Как мы говорили, причин нежелания подростков учиться много, но в большинстве случаев ими выступают неосознанность и лень ребенка.

Как мотивировать ребенка

Ваша дочь отказывается делать уроки, или сын подросток не хочет учиться? И вы не знаете, как ребенка заставить? Хорошо учиться в школе дано не всем деткам. Одни из них не успевают, т.к. не могут усвоить программу, другие ленятся, а третьи имеют другие проблемы. Но в любом случае необходимо помочь школьникам справляться с учебой, и главное оружие в борьбе с нежеланием учиться, – это мотивация. Ведь без желания никакой ребенок делать ничего не будет, даже через силу.

Как же мотивировать подростка? Это сделать довольно просто, главное, уделить этому время и показать ребенку, насколько важна для него учеба в школе. Расскажите подростку о перспективах его отличной (хорошей) учебы. Пообщайтесь с ним на тему выбора профессии, а между делом скажите, что от оценок в школе зависит его дальнейшее образование, а значит, и работа, за которую будут платить деньги. Объясните ребенку, что чем больше он будет знать, тем больше его будут уважать друзья. Только не нужно говорить ребенку, что он должен знать все без запинки, т.к. это, как вы сами знаете, нереально.

Почему подросток не хочет учиться

Расскажите своему чаду, как учились вы, но не приукрашивайте свои успехи. Ребенок должен понять, что ничем не хуже остальных, и у него может получиться все, насколько он этого захочет. Поэтому не ставьте ему в пример чужих детей, фотографии которых красуются на досках почета. Ведь вы и сами понимаете, что таких детей меньшинство. Но и не стоит опускать руки, говоря подростку, что каждому свое. Мотивировать ребенка следует постоянно, а не тогда, когда вы об этом вспомните, или у вас появится свободное время. Ежедневно после школы интересуйтесь учебой ребенка, спрашивайте его об оценках, обсуждайте их. Если ребенок не хочет делать уроки, попробуйте помочь ему, ведь делать уроки вместе всегда веселее. Не думайте, что вам придется до конца учебы заниматься с ребенком, главное, сейчас – толчок.

Используйте подростковый дух соревновательности. Поспорьте с ребенком, например, на то, что он не сможет закончить год (четверть) без троек. Предложите ему в качестве выигрыша вещицу, о которой он давно мечтает. Если ваш школьник азартен или очень захочет получить награду, то он непременно постарается заработать как можно больше хороших оценок. Поощряйте своего ученика, обещайте за хорошую учебу все блага, насколько это позволяют ваши возможности.

Обратите внимание на то, чем интересуется ваш ребенок. Ведь у каждого человека есть свои увлечения. Дайте возможность школьнику развивать свои таланты. Отдайте его в какой-нибудь кружок, но только пусть подросток выберет его сам. Школьнику, который будет занят своим любимым, учиться будет интереснее.

Как заставить учиться подростка

Итак, вы пояснили ребенку, что такое учеба и зачем она нужна. Он знает, что от нее зависит его дальнейшая судьба. Подросток прекрасно понимает, что учеба в школе – это не ваша прихоть, а его обязанность. Вы мотивировали подростка всеми правдами и неправдами, а он все равно не хочет заниматься учебой? Тогда вам стоит задуматься над тем, как заставить ребенка учиться. Есть несколько не очень приятных, но эффективных способов, которые в некоторых случаях помогают вернуть школьнику интерес к учебе.

  • • Перестаньте выполнять свои родительские обязанности, хотя бы частично. Не стирайте одежду подростку, не покупайте красивые вещи, не готовьте его любимую еду. Пусть ребенок поймет, что все это он должен заслужить.
  • • Ограничьте школьника в деньгах на кармане расходы.
  • • Не позволяйте ребенку заниматься любимым делом, пока он не выполнит домашние задания.
  • • Если ребенок не хочет делать уроки, взвалите на него часть своих домашних обязанностей. Заставьте подростка не только сделать уборку и вынести мусор, но и вымыть посуду, пол, двери, разобрать одежду в шкафах и т.д. Очень скоро подросток поймет, что намного легче сделать уроки, чем целый день наводить порядок в доме.

Эти методы, как заставить учиться подростка, конечно же, не всегда действуют так, как хотелось бы родителям, но попробовать всегда стоит. Главное, не давите на ребенка, не кричите на него и, тем более, не наказывайте физически, иначе все ваши старания окажутся бессмысленными. Более того, вы добьетесь, что ваш ребенок будет настроен не только против учебы, но и против вас. Поэтому желаем вам терпения и мудрости в воспитании вашего подростка, а ему отличной учебы!

Комментарии 0

Мне нравится 2

До 7 класса дочка Валентины Ивановны, Настя ходила на танцы и периодически ещё на 4 кружка, изучала под микроскопом растения, старательно училась. Сейчас мама в отчаянии: за год Настя утратила интерес ко всем увлечениям, стесняется выходить к доске из-за полноты, на уроках невнимательна.

«Зачем учить всё подряд, если много информации есть в Интернете», – для лени девочка нашла модное оправдание.

Ученики стараются заработать на свои потребности, влюбляются, ведут личные дневники… Есть много моментов, которые отвлекают от книг и мыслей об образовании, и это естественно. Но в последнее время самый главный враг – компьютер.

Иногда те же ребята, умные и практичные, уходят с уроков раньше ради сетевой игры. Это, увы, тоже типичная ситуация. Ведь Интернет доступен не только для расширения знаний.

Как исправить детский взгляд на жизнь?

Позвольте ребёнку сделать свой выбор!

Разве можно выбирать: учиться или нет? Нельзя! Вопрос в другом.

Ребёнок должен распределить время на свои приоритеты. Приоритеты подростка – это: друзья, личные отношения, секции и хобби, помощь маме и папе, учёба.

В зрослые раздражаются, хотят видеть ребёнка за учебниками, гордиться его успехами. И любые подобные истории вызывают негодование у мам.

Между тем, все подростки переживают подобные моменты – другие ценности становятся важнее учёбы.

У кого-то раньше, у кого-то позже, но это происходит практически со всеми!

Родителям нужно принять и новые увлечения школьника, соответствующие его возрасту. И это – проблема не только ребёнка!

Вернёмся к примеру.

Валентина Ивановна сама привлекала дочь в разные секции, её успехи считала своей гордостью. Настя боялась даже сказать ей о страхах: танцы не помогут в работе и жизни, она хочет иметь время на свидания с мальчиком. Переживания девочки-подростка казались строгой матери неважными.

А вот для школы всегда важна общая успеваемость учеников.

Но когда со школьниками работает рассудительный психолог – выясняется удивительное!

Уже в средней школе, обычный ребёнок знает, что карьерный рост требует знаний, что должность должна соответствовать увлечениям. И любит предметы, которые важны в его любимых профессиях.

Да-да, дети достаточно умны!

И быстро осваивают всё новое, в частности, и компьютер.

Почему же пропадает интерес к учёбе?

За оценками в дневнике – демонстративность

В подростковом возрасте дети нуждаются в том, о чём не думали раньше – в интимном общении и самореализации.

Мы привыкли к тому, что в младшей школе взрослый учитель – авторитет. И в это время ребёнок учится старательнее даже просто из любопытства и потому, что учитель так требует.

С 10-11 лет – когда ребёнок становится подростком – близкое общение с друзьями становится важнее принятых правил. И ребёнок жертвует уроками, он часто гуляет с друзьями, а ещё чаще переписывается в социальных сетях.

Соцсети и компьютерные игры, как кажется детям, частично восполняют эти потребности. Но по сути – отвлекают и от учёбы, и от живых коммуникаций, потому что в Сети — подросток звезда, а в реальной жизне не умеет, как правило, общаться со сверстниками и не имеет друзей.

Школьнику нужно научиться самовыражаться, быть своим в классе, группе по интересам.

Но попробуйте заметить в этом плюсы…

Ваш сын или дочь хочет скорее повзрослеть и чувствовать ваше одобрение! Дайте ему или ей сильный стимул учиться. Или давайте сделаем это вместе?!

Беседа с психологом – это не зазорно

Психологические тренинги и задания создают для ребёнка новые мотивы учёбы. Благодаря простым тренинговым упражнениям школьник понимает, что знания нужны:

– чтобы поступить в хороший вуз

– чтобы выглядеть умным в компании сверстников

– чтобы иметь современные хобби

– быть личностью, интересной окружающим (!), да и вообще в разных ситуациях.

Как убедить ребёнка пойти на консультацию к психологу для подростков?

Должность психолога давно есть во всех школах, и специалист проводит:

— тренинги, чтобы выявить таланты любого ребёнка

— профориентационные тесты и игры – по выбору профессии

— анонимные консультации по личным вопросам – о том, что ребёнок боится сказать родителям

— наконец, учит выискивать полезное – в общении, в книгах и даже в Интернете, который вызывает у родителей опасения.

Тренинги и тесты интересны детям, и подростки понимают, что их таланты и желания важны!

Однако психолог в школе ограничен в возможностях:

– обязан чаще проводить групповую работу, чем индивидуальную

– использует стандартизированные методики

– и ограниченно его время на консультации.

При записи на приём ко мне:

— вы выбираете время, удобное для ученика

— будет проведена консультация тет-а-тет, столько времени, сколько потребуется, в позитивном ключе

— индивидуальный подход, выбирается методика работы конкретно под каждого ребенка

— информация о посетителях – анонимна

— вы сами найдёте ключ к взаимопониманию с ребёнком (!).

Не оставляйте ребёнка наедине с возрастными трудностями. Поймите его, даже когда он не демонстрирует успехи!

Что делать, если подросток не хочет учиться

Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для лас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня — нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей — пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в Жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во- вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки — непосильный труд для разума. Маленький совет, Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 3. Конфликты в техникуме. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или техникум (что нынче бывает довольно часто в шей техникуме), где отношения уже сложились — друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в техникум. Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в техникуме — это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как помочь ребенку? Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, не смотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо успокаивать, мол, ну не любишь ты техникум, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел техникум, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.

• Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.

• Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» — он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.

• Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и техникум в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него — авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно — и техникум плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о техникуме и об учителях, не помешает и похвала — и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать техникум, учебу, преподавателей.

• Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов — категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в техникуме, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Достаточно часто в семьях вспыхивают конфликты интересов родителей и детей, в особенности, когда последние пересекают возрастной рубеж в 12 лет. Как правило, тема учебы становится камнем преткновения во взаимопонимании между подростком и его папой и мамой. И они начинают лихорадочно искать ответ на вопрос: «Наш сын (или дочь) подросток не хочет учиться. Что делать и как быть?»

Почему подросток не хочет учиться

Их реакция на поведение чада естественна, они пребывают в состоянии собственного бессилия и абсолютной бесполезности в вопросах педагогики. Итак, если подросток не хочет учиться, что делать при этом, они совершенно не знают, а значит, дитя не оправдает надежд. И это лишнее свидетельство тому, что были допущены серьезные ошибки в воспитании.

Ожидания родителей можно понять, ведь они отдали столько сил и энергии для того, чтобы их ребенок состоялся в жизни. Они хотят от него хотя бы элементарной отдачи, чтобы у него в комнате всегда было чисто и уютно, чтобы он оказывал помощь в ведении домашнего хозяйства, чтобы он, наконец, радовал их хорошими оценками в школе. Однако зачастую наблюдается обратный эффект, и родители сразу впадают в панику, не находя ответа на вопрос: «Подросток не хочет учиться — что делать?»

Почему подросток не хочет учиться

Конечно же, первое, что приходит в голову, это применить всем известный принцип «не хочешь – заставим». Здесь очень важно проявлять осторожность и не перебарщивать с этим методом. Используя вышеуказанный педагогический прием, нужно задействовать метод кнута и пряника. За успехи – поощрять, а за огрехи – наказывать. Через какое-то время, став более взрослым, ребенок самостоятельно примет решение, какую профессию ему выбрать, и не исключено, что будет благодарен вам за то, что не потакали его прихотям и капризам.

Рассматривая вопрос: «Подросток не хочет учиться — что делать?» — очень важно определить первопричину того, почему он не желает сидеть за школьной партой. Может быть, он просто не видит в этом никакого смысла, поскольку СМИ очень часто муссируют вопрос о том, как трудно в настоящее время устроиться на работу по специальности, и том, насколько низкий уровень заработной платы получают обладатели университетских дипломов. Что ж, доля правды в такой точке зрения имеется. Однако это вовсе не означает, что получать высшее образование не нужно.

Почему подросток не хочет учиться

Следует объяснить подростку, что институт или университет поможет ему расширить собственный кругозор и узнавать для себя что-то новое – это всегда полезно.

Если подросток не хочет учиться, не исключено, что ему это неинтересно. Нередко можно наблюдать картину, когда вундеркинд со скучающим видом сидит за партой, слушая тот или иной предмет в общеобразовательной школе. Он знает материал, поэтому ему неинтересно, учитель же не может применять индивидуальный подход к каждому, уделяя внимание всем школьникам.

В такой ситуации можно порекомендовать создать одаренному ребенку оптимальную основу для его дальнейшего развития: отдать его в специализированное образовательное учреждение, загружать его участием в различных викторинах и олимпиадах.

Вопрос о том, почему подростки не хотят учиться, не должен иметь радикального решения. Специалисты не рекомендуют чрезмерно давить на ребенка, в ультимативной форме требовать от него стремиться к знаниям и переводить его из одной школы в другую. В первую очередь он личность, а не выражение ваших амбиций.

В конечном итоге школа играет в жизни человека строго определенную роль. В выборе своей будущей профессии ребенок должен ориентироваться на то, что ему больше всего нравится делать.

Почему подросток не хочет учиться

Иногда ребёнок в началке или сразу после неё вдруг перестаёт интересоваться учёбой и заявляет: «Я не хочу больше учиться! Мне надоело!» Что это? Куда пропадает мотивация? Наш блогер Татьяна Мировская считает, что для такого поведения может быть несколько причин.

«Мой ребёнок не хочет учиться!» — как часто приходится слышать эту фразу от родителей на консультациях! Давайте попробуем найти причины? Вряд ли это произошло в один день. Не бывает так, что учитель отличный, вы ребёнка хвалите и системно поддерживаете у него познавательный интерес, он развивается и обучается по оптимальному плану а тут бац, и «Мама, как мне надоело учиться!».

Подобных запросов от родителей дошкольников я практически не слышала (я имею ввиду сейчас родителей нормотипичных детей), может, только пару раз за всю практику. Но эти родители пришли с готовностью тратить свои силы и время на работу с ребёнком, и проблемы исчезли достаточно быстро.

Чаще с нежеланием учиться сталкиваются родители детей школьного возраста, учеников третьего-пятого классов. Ну, и родители подростков тоже, но там легко всё раскладывается с точки зрения физиологии и возрастной психологической нормы. То есть это нормально, когда подросток переключается с учёбы на отношения с другими людьми, это обычный этап взросления.

В чём же могут быть причины нежелания учиться у ученика второго-пятого классов? Попробую систематизировать опыт моих клиентов, учеников, коллег и мой собственный.

1. Не сформирован познавательный интерес

Дети по своей природе любознательны! Вспомните детей, которые только научились вставать и начинают исследовать пространство вокруг, им же интересно всё: и ковер на полу, и дверь шкафчика, и кот, лежащий на диване, и цветы… Да, они всё пробуют на вкус, нюхают, смотрят, слушают, трогают руками, пока ещё плохо управляя своим телом. Детям нужен этот опыт! Ребёнок хочет познать окружающий мир доступными средствами, удовлетворить жажду познания.

«За пятерку — платим, за двойку — вычитаем»

Что часто делает родитель? Сажает ребёнка в манеж, закрывает на замки все шкафчики, убирает всё с полок. Что остаётся делать ребёнку? Довольствоваться тем, что дают. Немного позже ребёнок интересуется вашими делами: он хочет лепить пирожки, наливать чай в чашку, мыть посуду, нажимать на кнопки стиральной машины… Некоторые мамы, не понимая важности этого этапа в формировании мотивации, отстраняют детей от взрослых дел, потому что «некогда», «не охота», «сама быстрее сделаю».

2. Отсутствие умения ждать и трудиться

Этих детей «перекормили» игрушками и подарками. Им всегда дарили много, порой слишком много вещей. Они ещё и пожелать не успевали, помечтать о новой игрушке, а она уже у них появлялась. Часто родители новыми игрушками заменяли общение. Такие дети не научены прикладывать усилия, преодолевать препятствия, договариваться, чувствовать радость от нового. Любая трудность при обучении вызывает в них отказ от работы.

3. Раннее начало обучения

Это дети, которые начали целенаправленно и систематически учиться с четырёх-пяти лет. Это те дети, которые читают с четырёх, пишут с пяти, виртуозно считают на абакусе с шести. Один только вопрос меня (как специалиста) мучает: зачем? Зачем мы учим читать, если звуки поставлены не все, а фонематический слух оставляет желать лучшего? Зачем ребёнку считать в пределах ста, если у него не сформировано понимание места числа в последовательности, и он до сих пор путает право и лево? Важно до семи лет заложить хорошую базу, «залить фундамент», как я говорю, тогда и в школе будет учиться легко и интересно.

4. Некачественное обучение в школе

Да-да, появилась и такая причина в наше время. Когда учитель ведёт два класса и работает в две смены, когда детей в классе по 34-36 вместо положенных 25, когда количество требуемых от учителя отчётов заметно превышает количество часов на подготовку к урокам, о каком качестве тут будет идти речь? Дело даже не в личности учителя, с такой нагрузкой физически невозможно качественно учить детей! Учителю элементарно некогда подумать, что если Вася так не понял материал, то надо с ним попробовать вот так. Родители — не специалисты, тоже не могут оценить, что именно не идёт у ребёнка, какое умение не сформировано, чтобы вовремя оценить и помочь. Если ребёнок что-то не понял, не усвоил, не отработал, то учиться он не захочет. Кому же хочется чувствовать себя постоянно неуспешным?

5. Отсутствие поддержки от родителей

Вроде, все родители желают своим детям добра, вроде, каждый твердит о важности образования, запрещает гаджеты. Почему же ребёнок не слышит? Он вас слышит и даже, скорее всего, понимает и старается. Но каждую маленькую удачу (написал диктант не с десятью ошибками, как обычно, а всего с пятью) родители склонны не замечать («Всё равно же двойка!»). Зато каждое замечание или плохая отметка раздувается до масштаба вселенской трагедии («Ну вот, опять меня позоришь!»). Ребёнку сложно противостоять такому взрослому. После пары попыток взять родителя в союзники, ребёнок решает больше не тратить силы туда, где он опять неуспешен.

6. Биологические причины, мешающие ребёнку усваивать учебный материал

У ребёнка есть особенности развития, о которых родитель знает или не знает. Чаще подозревает, но не хочет об этом думать, надеясь, что «всё само собой пройдёт». Чаще не проходит, а только усугубляется с возрастом, и вот в четвёртом классе родители ищут специалистов всех мастей, чтобы только помогли. Сколько времени упущено, сколько сил было вложено и ребёнком, и родителем совершенно не туда! Чаще такого ученика и школа, и сами родители называют просто ленивым («Он ведь может, но не хочет совсем!»). Напомню только, что лень это защитная реакция организма на перегрузки или на трудности в обучении.

7. Перегрузки ребёнка

Когда у него нет ни минутки свободного времени, чтобы просто ничего не делать, когда и «драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота», может просто не хватать ресурса ещё и на учёбу в школе.

Что делать?

Искать причину и работать именно с причиной. Не бояться разгружать детей, признавать свои родительские промахи и ошибки, не бояться обращаться к специалистам, находить ресурс и слова поддержки для детей, учить их видеть хорошее.

Я рада, что сейчас появляется всё больше альтернатив обычным школам, где действительно талантливые педагоги учат разных детей и с помощью разных интересных методик. Не бойтесь, ищите подходящие способы, подходящих людей, подходящие именно вашему ребёнку советы и рекомендации. Единого алгоритма и волшебной палочки не существует, а вот реальные дети и их проблемы есть. С ними нам и предстоит поработать.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Вопрос психологам

Спрашивает: Елена

Категория вопроса: Дети

Добрый день. Помогите разобраться, правильно ли я приняла тактику по воспитанию своих детей или нет? И как мне себя вести в такой ситуации?

У меня два сына, 20 и 14 лет, вот как год муж решил пожить от семьи отдельно, уехал в другой город и перестал интересоваться нашей жизнью.

Кратко опишу отношения в семье. В браке мы 20 лет, имеем свой бизнес, к которому мы с мужем шли вместе, т.е. дети, когда росли, видели нас практически всегда дома, т.е. на работу от звонка до звонка мы не ходили, были практически всегда на виду у детей. С детьми у отца как то не было времени нормально общаться, по причине, что он всегда им говорил, что он занят и у него на уме один только заработок. Если приходилось обращать внимание на детей, то только тогда когда они что ни будь натворят. Тогда он орал на них, унижал, иногда ремнем давал. Конечно , строгость мальчикам нужна, но это все происходило с унижениями. Если он хотел провести с ними воспитательную беседу, то это получался ни диалог с, а монолог. Т.е. дети не могли сказать ни слова, а только слушали нравоучения. Когда старшему исполнилось 17 лет, он стал искать себя, (черные ногти, накрашенные глаза, проколотые уши , эрокез на голове), мужа естественно это все бесило, доходило дело до драки, кидали друг в друга стулья, после чего сын спрыгнул ночью со второго этажа с балкона и пошел бродить городу. Потом затихало это все и опять, какие ни будь финты выкручивал. После школы поступил в институт, отец выселил его из квартиры в однокомнатную, давал ему деньги на еду, таким образом приучая его к самостоятельности и сберегая свои нервы. Через год сын перешел опять к нам домой. Отучився на первом курсе, сын решил перевестись на заочку, при этом говорил, что учеба ему не нужна. Я заметила, когда он стал жить самостоятельно, стал много читать — Ошо, Киасаки, Экхарт Толле и еще кучу всякой психологии., смотрит Бизнес Молодость (это я все пишу с его слов, что запомнила, может с ошибками), смотрит какие-то поучительные фильмы, слушает какой-то трансерфинг , медитирует, теперь он решил перейти на сыроедение. Так вот, после его начитанности он пошел в институт, написал заявление , чтоб его отчислили, но надо было долг заплатить, я ему денег не дала, а он взял продал свой ноутбук , оплатил долг и забрал документы. Я его стала выгонять на работу, на что он мне отвечал, что будет заниматься самообразованием, а работать ему некогда. Т.е. сидит целый день за моим ноутбуком, а я пошла работать, т.к. муж не дает денег, чтоб накормить их. Дошло у меня как-то дело до драки с ним, я его выгнала из дома, собрала сумку ему с его вещами и он ушел. В 12 ночи позвонил и попросился домой, сказал что пойдет работать. Пошел на следующий день на автомойку, поработал 10 дней, ему там что-то заплатили, и он больше туда не вернулся. Сел опять дома и стал вроде как работу искать, я уже устала с ним ругаться и решила отстать от него. Но самое страшное, что второй сын стал подражать ему, читает все тоже самое, что и брат, прочитал Богатый папа, бедный папа, и решил что учиться ему не зачем, стал медитировать, слушать какую-то ерунду, тоже сказал что будет сыроедом и вести здоровый образ жизни. Вобщем я вижу, как мои дети превращаются в зомби. Старший ходит лохматый и не бритый, ему все равно, что на нем одето, как пещерный человек, и младший тоже не стрижется, одевает на себя что попало, мне аж стыдно…он сейчас в 9 классе, учится плохо, вот решил что ему аттестат не нужен и в школу он больше ходить н будет, я уже и к учительнице обращалась, проводили беседы с ним, отец пару раз с ним разговривал, а он так спокойненько с такими осоловелыми глазками говорит, что мы все не просветленные и нам надо почаще медитировать. Вобщем я не знаю, что мне делать, и я решила принять их позицию, я перестала обращать на их бздики внимание и решила им подиграть, на свой выходной ушла из дома на целый день, младший в 5 вечера опомнился что меня долго нет и позвонил мне, я ему сказала, что я не в городе и уехала к морю, решила помедитировать, и побыть на едине с природой, все я это говорила таким голосом как кришнаидка какая-то, малой естественно сказал что я накурилась, и чтоб я дурью не маялась. Я ему сказала, что они с братом совершенно правы по поводу сыроедения, и что я тоже больше не буду есть вареную еду. Зачем мне мыть посуду, которую они оставляют периодически , лучше от нее совсем избавиться, т.к. все можно есть и без тарелок. Вобщем за целый день они подоедали все, что было в холодильнике, и вареное и жареное, а я вечером пришла домой включила этническую музыку и стала медитировать. Демонстративно залила себе гречку сырой водой и сказал, что это мой завтрак. Утром естественно я это съесть не смогла и сказала малому, чтоб он угощался моей едой, что это очень полезно и ушла на работу. При этоим детям сказала, что я решила уйти с работы т.к. поняла, что это не мое и буду искать себя в медитации. К вечеру малой позвонил и попросил, чтоб я купила еды, на что я ответила, что у меня нет денег на еду, будем доедать морковку. Честно я даже не знаю, что они ели, у меня душа разрывается, я пришла домой в девятом часу вечера, младший уже спит, а старший позамачивал себе какие-то зерна, чтоб их есть потом. Еще утром, перед работой, я сказала старшему, чтоб он собирался и ехал к отцу, т.к. продукты остались только на меня и на брата. И нет денег их покупать, на данный момент в холодильнике пусто, только соления всякие стоят. Не знаю на сколько меня хватит, чтоб все это выдержать, но думаю может хоть старший одумается и пойдет хоть где-то подработает. Очень надеялась, что заберут его весной в армию, позвонила в военкомат, сказали может только осенью его призовут. Очень больно за младшего, ходит голодный, лупает своими голубыми глазками, типа просветленный, учиться не хочет, и после 9 класса собирается дома сидеть и самообразовываться. Страшно, что будет с ними дальше, я хочу гордиться своими детьми, увы, не получается. Меня они совсем не слушают и ни к чьему мнению тоже не прислушиваются, оба считают, что вокруг них тупое общество, которое работает всю жизнь на государство и подчиняется общим моралям…а они так жить не хотят, и доказывают мне что никто не в силах на них повлиять….

Многим родителям знакома ситуация, когда до 6-7 класса ребенок неплохо учился, потом вдруг ему стали неинтересны уроки и безразличны оценки. Он может часами сидеть за компьютером, лежать на диване, слушая музыку, или пропадать из дома. Каждый год эта «болезнь» заражает новых подростков.

Что делать? – вечный вопрос, которым задаются многие поколения взрослых.

Причины отсутствия заинтересованности в учебе

Психолого-педагогическая наука выделяет 2 группы факторов – физиологические и социальные.

Физиологические проблемы

Половое созревание и бурный физический рост, порождающий проблемы с сердцем, а также смена эмоционального фона ведут к тому, что подросток становится раздражительным. Он нервничает по незначительному поводу и не может успокоиться.

Рост мышечной массы не успевает за ростом костей, из-за чего ребенок переутомляется и испытывает постоянную усталость. Наблюдаются спазмы и боли в сердце, мозг не получает достаточно кислорода. Появляется рассеянность, затормаживаются психологические процессы, затрудняется восприятие и память. В таком состоянии усвоение учебного материала дается нелегко.

Почему подросток не хочет учиться

Социальные факторы

Физиологические проблемы порождают социальные. Невозможность контролировать эмоции ухудшает взаимоотношения со сверстниками и учителями. Неумение решать конфликты заставляет подростка избегать их, пропускать школу. Потребность в общении и желание быть понятым может привести его в плохую компанию.

Подростковый возраст – период переоценки ценностей. Если перед глазами пример того, как образованный человек не нашел своего места в жизни, а бывший двоечник стал успешным, то мотивация к учебе резко снижается.

На успеваемость школьника влияют проблемы в семье: отсутствие комфортных условий, рабочего места, принадлежностей, конфликты между родителями. Одинаково вреден как тотальный контроль, так и попустительство, когда родители не интересуются школьной жизнью ребенка.

Желание учиться пропадает из-за гиперактивности, чрезмерного увлечения гаджетами или из-за нагрузок, когда помимо школы ученик посещает разные кружки и секции.

Что советуют психологи

Выявление причин – первый шаг к решению проблемы, от них зависит механизм конкретных действий родителей. Психологи рекомендуют начинать с простых и очевидных вещей.

Помогите наладить режим

Обеспечьте правильный режим дня, в котором труд чередуется с отдыхом, ежедневными прогулками на свежем воздухе – пробежка, езда на велосипеде, чтение книжки в парке. Пусть школьник выполняет домашние задания только после полуторачасового отдыха после школы.

Обеспечьте ребенку хороший сон – не менее 8-9 часов в сутки в удобной постели и проветренной комнате. Никаких триллеров и поздних отходов ко сну.

Почему подросток не хочет учиться

Обустройте рабочее место

Создайте комфортные условия и правильно организуйте рабочее место для домашних заданий. У ребенка должно быть личное пространство, отдельная комната или хотя бы свой уголок.

Разнообразьте досуг

Наблюдайте за ребенком для определения его интересов, которые могут стать мостиком к заинтересованности учебным предметом. Он должен утолить возрастную жажду – познание себя. Подкиньте ему книжки о современных подростках, которые будут понятны и близки. Расскажите ему о собственном взрослении без прикрас. Ищите стимулы для обучения ребенка. Поощрением за успехи в четверти может быть посещение рок-концерта, поход на байдарках, поездка на конкурс или покупка компьютера.

Смените школу

Если причина нежелания учиться в конфликте с одноклассниками или учителем, который не разрешается, стоит подумать о смене классного коллектива или школы.

Наймите репетитора

При проблемах усвоения конкретного предмета нужно постараться ликвидировать пробелы, самостоятельно занимаясь с ребенком. Сейчас есть много обучающих онлайн программ. Если позволяют материальные возможности, наймите репетитора.

Больше общайтесь

Ежедневно беседуйте о школьной жизни подростка, проявляйте интерес и терпение, даже в ответ на дерзость. Приводите примеры плюсов обучения и перспектив: интересная и высокооплачиваемая профессия, работа за рубежом и карьерный рост.

Учитесь слушать и слышать ребенка, доверять ему, будьте откровенны, уважительно относитесь к его идеям, рассуждениям, хвалите и находите за что. Главное: любите своего сына или дочь таким, какой он есть, показывайте, что вы верите в него и всегда будете на его стороне.

Почему подросток не хочет учиться

Что нельзя делать родителям

Порой родители выбирают неправильную тактику, предпринимают шаги, которые могут усугубить ситуацию с учебой.

7 серьезных ошибок, которых не стоит повторять:

  1. Ругать за плохие оценки, возмущаться, кричать, стыдить и пугать.
  2. Наказывать, особенно физически, лишать компьютера, интересных для ребенка дополнительных занятий.
  3. Препятствовать общению с друзьями, настраивать против них и запрещать приглашать их домой.
  4. Предъявлять завышенные требования и упрекать в неоправдавшихся надеждах.
  5. Сравнивать с более успешными детьми.
  6. Обвинять школу, учителей, одноклассников и современное общество.
Ссылка на основную публикацию