Как заставить ребенка учиться

Все чаще и чаще к детским психологам обращаются родители, чьи дети отстают от школьной программы или учатся исключительно «из-под палки».

Как заставить ребенка учиться

Типичные ошибки родителей

Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться, советы психологов помогут правильно построить отношения со школьником. Делать домашние задания самостоятельно и вовремя, стараться разобраться во всем самому прежде чем обращаться за вашей помощью — это залог успеха в учебе. Таким хотят видеть своих детей большинство родителей. И это же большинство делает все для того, чтобы их дети не были такими. Не специально, конечно, не осознанно, но делают.

Есть два варианта ошибок, которые непременно ведут к плохим отметкам, и это ошибки родителей, а не детей.

В первом случае родители совершенно не уделяют школьнику внимания, и учеба не волнует ни их самих, ни, как следствие, их ребенка. Это редкие случаи неблагополучных семей и заниматься этим должны исключительно специалисты.

А вот второй вариант самый распространенный: постоянный контроль, завышенные требования конкретно для этого ученика и упреки. Часто дети, которые не очень преуспевают в учебе, не умеют решать свои проблемы без помощи родителей, так как каждый вечер папа или мама садится делать уроки с учеником 5-6 класса. Уроки, которые ребенок должен и обязан учить сам.

Как научить ребенка учить уроки самостоятельно

Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.

Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот. Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду. Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.

Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.

Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.

Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется учить ребенка усидчивости.

Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки. Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня. Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.

Как заставить ребенка учиться

Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.

Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет. Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.

Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.

Как заставить ребенка учиться

Секреты правильной мотивации

Правильно объяснить, зачем ему нужно хорошо учиться — это уже полдела на пути к тому, как заставить ребенка учиться в школе. Но, к сожалению, это редко у кого получается. Чаще всего родители «мотивируют» своих чад так:»Будешь хорошо учиться — куплю велосипед к лету» или и «возьмем в дом собаку или кота«.

Это с одной стороны правильно, ведь поощрения за тяжелую работу должны быть, но только если это не перейдет в привычку и в торгово-рыночные отношения. В один прекрасный момент у вас не будет возможности купить очередной подарок, и ребенок почувствует себя обманутым. Или же наоборот, если возможность есть всегда, то запросы вашего «оплачиваемого работника» будут расти с каждым годом.

Другая распространенная мотивация знакома, наверное, каждому:»Будешь хорошо учиться, поступишь в институт!» И все. Максимум, что объясняют родители дальше, это о «высокооплачиваемой работе», которая непременно ждет того, кто закончил институт. А ведь врать нехорошо. Будьте честны сами с собой: высшее образование никому не гарантирует успешной карьеры и счастливой жизни. В то же время нужно направлять ребенка постарше на поступление в ВУЗ, заинтересовав его новыми знаниями и перспективами, которые дает институт и университет. Именно перспективами, а не гарантиями.

Как заставить ребенка учиться

Ученика младшего школьного возраста мотивировать легче, можно объяснить, что выучив таблицу умножения, он сможет считать деньги и вы отправите его одного за покупками. А научившись грамотно и аккуратно писать, он сможет отправить письмо любимому актеру или персонажу мультфильма. Главное — не обманывать ребенка и выполнять обещанное. И постоянно хвалите своих детей, даже за небольшие достижения.

Если осознать, что счастье человека зависит не от школьной золотой медали, а от правильного развития Личности, то оценки вашего ребенка будут волновать вас меньше, чем его здоровье, психо-эмоциональное состояние и отношение к жизни.

Подросток хочет учиться!

Во что это выльется

Другие причины

Важный возраст

Что почитать взрослым

Что почитать подросткам

  • Как заставить ребенка учитьсяДетский телефон доверия: разговоры только по душам
  • Как заставить ребенка учитьсяЕсли ваш ребенок собрался на митинг.
  • Как заставить ребенка учитьсяШколы, Гимназии и Лицеи — адреса, телефоны, отзывы
Хюльдра писал(а):

Получит аттестат 9 классов и будет снят с довольствия, пусть зарабатывает на жизнь как хочет, а именно — тяжелым неквалифицированным трудом. Родители после совершеннолетия ему ничего не должны.
Ну, не должны после 18 лет. До 18 лет обязаны содержать так или иначе Но без плюшек при этом вполне можно обойтись.

У знакомой была абсолютно такая же ситуация с сыном. Закончил кое-как 11 классов. Пошел в армию. Там понравилось, остался контрактником, прослужил лет пять. Недавно уволился, сейчас видит себя в медицине, хочет стать врачом (как вариант — воен.врачом). Готовится сдавать ЕГЭ и поступать

Это к тому, что профессиональный путь в жизни не у всех похож на прямое и широкое шоссе. Но родителям данная ситуация, конечно, приносит немало седых волос.

У меня самой неглупый (как я считаю) ребенок учится гораздо хуже, чем могла бы, не хочет идти в перспективное направление, к которому действительно есть немалые способности, а хочет идти туда, где а) огромная конкуренция; б) способностей у нее гораздо меньше; в) платное обучение и поступить очень непросто. Вот тоже голову грею, что делать.

Как заставить ребенка учиться

Дина12 писал(а):

Честно говоря, пробовали разговаривать с ним в этом ключе. Но не так досконально. Мне кажется, что он вообще не понимает ещё ничего. Просто хочет жить в кайф и ничего не делать

Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:

Megan
Спасибо вам за ваш ответ.
Честно говоря, пробовали разговаривать с ним в этом ключе. Но не так досконально. Мне кажется, что он вообще не понимает ещё ничего. Просто хочет жить в кайф и ничего не делать

Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:

Когда спрашивали его про его планы, и он ответил, что не наше это дело, муж сказал сыну «тебе вообще не нужна наша помощь и поддержка?». На что сын молчит

Дина12
Сядьте с сыном и посчитайте.

Как он хочет жить? Есть ли у него требующие денег хобби? Хочет ли он путешествовать? Как часто? Подсчитайте, сколько ему нужно на жизнь. Полностью — еда, коммунальные услуги (даже если он планирует жить с вами), одежда, обувь.

А потом посчитайте, сколько можно заработать заказами на фотошоп. И посмотрите по фриланс-биржам, сколько таких заказов в наличии и сколько готовых работать исполнителей. Соотношение обычно впечатляет.

Потом сядьте с сыном и посмотрите, сколько зарабатывает программист-разработчик, например, после колледжа.

А сколько — Senior или Team Lead или Project Manager. Но на эти позиции попадают обычно выпускники вузов после нескольких (минимум) лет работы.

Капать на мозги им обычно бесполезно, а реальные цифры помогают разобраться, что к чему.

Ну или как вариант — ок, сын! Мы от тебя отстанем, если продемонстрируешь нам заказы, полученные на фотошоп, ну и заработок на них. Тебе точно-точно этого хватит на жизнь?

Добавлено спустя 2 минуты 55 секунд:

Например, на сегодня на сайте zarplata.ru — 2 (две) вакансии дизайнера, 3671 резюме.

Гость писал(а):

У внука учеба не задалась с начальной школы. Сейчас ему 14 лет, оставили на второй год в седьмом классе, но после Нового года предложили забрать из школы из-за неуспеваемости и прогулов. Очень отзывчивый и дружелюбный подросток, но с учебой совсем плохо. Куда можно обратиться, чтобы как-то получить неполное среднее образование (есть ли такие учебные заведения в Санкт-Петербурге и как туда попасть). добрый вечер, попробуйте в вечернюю школу перевести

Гость писал(а):

Куда можно обратиться, чтобы как-то получить неполное среднее образование (есть ли такие учебные заведения в Санкт-Петербурге и как туда попасть).
Вам лучше задать этот вопрос на форуме сайта littleone.ru, здесь в основном мамочки из сибирских городов.

Знаю, что во многих крупных городах, и в Петербурге в том числе, есть такая практика: неуспевающих в учебе подростков родители переводят в сельские школы, расположенные в поселках недалеко от города. Нагрузка и требования там обычно намного меньше, а атмосфера зачастую гораздо лучше. У моей петербургской подруги так было — сын закончил 9 классов, пошел в колледж, который вскоре бросил. Городские школы его брать отказались, зато в сельской (они в Полюстрово живут, ездить за пределы города было недалеко) с удовольствием взяли.

Как заставить ребенка учиться

Во-первых, нужно понять причины, по которым ребенок не хочет учиться. Обычно их три:

у детей не развиты психические процессы (память, внимание, логика), поэтому они не понимают прочитанное, не умеют фокусироваться, запоминать информацию и самостоятельно заниматься;

у детей есть пробелы в знаниях, из-за чего они не могут освоить текущий материал;

у детей нет никаких алгоритмов и технологий самообучения (чтобы каждое действие ребенок делал легко и просто, осмысленно, понимая, зачем и какой результат он получит).

Что касается заставления, то это неэффективно, вам придется «сидеть над душой». По третьему закону Ньютона, сила действия равна силе противодействия. Даже если у вас получится, ребенок потом будет воспринимать учебу еще более негативно, мечтать, что закончит школу и больше никогда не будет учиться. А учиться вашим детям придется всегда. Кроме того, много детей просто не умеют учиться, у них нет нужного инструментария и нужных навыков, зато есть очень много негатива к предметам (потому что они его не понимают).

Также нужно поработать с мотивацией. Первым делом спросите себя, не злоупотребляете ли вы негативной мотивацией (страхом, болью, долгом, стыдом и избытком негативной обратной связи). Это травмирует ребенка, сковывает его интеллектуальную активность и рушит доверие к родителям. Есть много позитивных инструментов. Например, система поощрений. Ребенок неделю делал домашнее задание самостоятельно? – Это повод сходить в любимое кафе-мороженое или заказать пиццу.

Один из лучших инструментов мотивации – договор. Есть несколько условий:

договор должен быть выгоден обеим сторонам;

условия должны выполняться;

письменная форма.Подробно распишите все условия (обязанности, выгоды, неустойка, вариант форс мажора). Пусть ребенок придумает свою подпись.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже

В настоящее время у многих детей желание заниматься уроками зачастую отсутствует. Успеваемость поэтому находится на плохом уровне, что далеко не устраивает родителей. Попробуем выяснить, какие действия смогут помочь в этом, как заставить ребенка хорошо учиться в школе и получать отличные балы.

Как заставить ребенка учиться

Причины отсутствия тяги к учебе

Множество факторов могут приводить к нежеланию учить уроки даже у очень способных учеников. Для решения проблемы успеваемости нужно сначала определиться с причинами проблемы.

Для этого выделим основные:

  1. Чрезвычайный контроль и опека со стороны родителей. Тотальное давление, контроль всего, что связано с учебой, приводит к потере инициативы и самостоятельности, что в итоге и приводит к нежеланию что-то делать;
  2. Отсутствие видимой цели обучения. Ребенок не понимает, как пригодится ему в жизни образование. Не видя целей и перспектив даже взрослый человек не будет гореть желанием что-то предпринимать, не говоря уже о детях;
  3. Определенные возрастные особенности развития детей. Во время переходного возраста заметно снижается уровень успеваемости ребенка, даже у тех детей, которые до этого показывали превосходные результаты;
  4. Полное отсутствие контроляи заинтересованности в образовании своего сына или дочери со стороны родителей. Самостоятельно детям убедить себя тянуться к познанию учебных предметов очень трудно. Если никто этого не делает, ребенок естественно перестанет стремиться учиться;
  5. Конфликты со сверстниками или более старшими детьми могут приводить к неудовлетворительной учебе, ребенку просто не до того;
  6. Конфликты или отсутствие взаимопонимания с учителями;
  7. Несоответствие возможностей школьника и требований, предъявляемых к нему. В результате он не может учиться так, как хотят родители, поэтому перестает вовсе что-либо делать.

И только после выявления причин, стоит переходить к решению возникших трудностей.

Как заставить ребенка учиться

В этом видео психолог Елизавета Дербина расскажет, почему школьнику часто скучно делать уроки и как исправить эту ситуацию:

Заставлять или мотивировать ребенка?

Создание правильной мотивации у детей – наиболее приемлемый и эффективный способ добиться от них желания учиться, достичь успехов в школе.

Только мотивированный ученик будет видеть потребность в получении знаний, стараться добиться превосходных показателей, а не просто ходить в школу как на каторгу.

Как заставить ребенка учиться

Мотивация – залог успеха ребенка в учебе

В основе мотивации лежат некие потребности, стремления что-то получить, личные интересы детей. Она может строиться как на негативных стимулах, так и на позитивных аспектах.

К негативным можно отнести:

  • Страх получить наказание за неудовлетворительные результаты;
  • Психологическое давление в случае неуспеха;
  • Отношение к учебе, как к некому долгу;
  • Отрицательное отношение детей как при успехах, так и при неудачах.

Такие стимулы для нас не подходят, во время взросления ребенка он будет противиться все больше, отношение к учебе будет только ухудшаться, успеваемость соответственно тоже.

Как заставить ребенка учиться

Как организовать жизнь ребенка для успешной учебы?

Для развития тяги к познанию попробуйте выполнять ряд действий. Причем некоторые из них будут настраивать на положительное отношение к учению, а часть – на то, чтобы имеющийся интерес не задушить.

Рассмотрим некоторые способы, помогающие получить положительную мотивацию к обучению:

  1. Отвечайте на вопросы ребенка, ведь убить интерес ко всему легко, а вернуть любознательность очень сложно. Не игнорируйте постоянные «почему», а старайтесь отвечать на его вопросы;
  2. Нужно уделить внимание кругу общения ребенка. В компании, где к учебе негативное отношение и учебные достижения у детей низкие, ребенок будет подсознательно копировать окружающую компанию, чтобы соответствовать окружению;
  3. Не стоит сильно акцентировать внимание на отметках. После школы стоит сразу задавать вопросы не об отметках, а о том, что ребенок интересного и нового узнал, что понравилось, что обрадовало;
  4. Ругать и наказывать за низкую отметку не надо, особенно без установления причин, которые к ней привели. Она показывает знания ребенка не всегда объективно;
  5. Отмечайте успехи, даже если они небольшие. Чувствуя одобрение своей деятельности, дети отнесутся к ней более доброжелательно;
  6. Приводите примеры личных достижений, связанных с успешной учебой, важность знаний для достижений известных людей;
  7. Постарайтесь не просто поддержать интересы своего ребенка, но и сами с ним занимайтесь такой деятельностью, совместные интересы очень мотивируют ребенка на познание;
  8. Давайте ему больше самостоятельности, пусть он имеет возможность принимать какие-то решения сам, учиться справляться с трудностями, которые ему и самому по плечу;
  9. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими, особенно выставляя его в негативном свете. Он при таких сравнениях будет чувствовать себя неудачником, не способным добиться успеха;
  10. Не стоит разрешать школьнику списывать готовые задания, даже если у него не получается. Со временем самостоятельность в поиске решения даст желаемые всходы.

В этом видео психолог Наталья Лобанова расскажет, в чем причина низкой мотивации детей, что может помочь им с удовольствием посещать школу:

Образование как ключ к успеху

Отличная успеваемость радует взрослых, вызывает чувство гордости за него. Образование для многих определяет всю жизнь в дальнейшем, роль его важна. Но и взаимоотношение и психологический комфорт подростка играет не меньшую роль.

Правильный подход поможет не только привить положительное отношение у ученика к школе и получению знаний, но и создаст здоровые взаимоотношения с ним, поможет избежать множества ссор. Ведь даже дети, не обладающие гениальностью, запросто могут добиться превосходных итогов, если ходят в школу с желанием и стремятся постигать новое.

Видео: лайфхаки для родителей

В этом ролике детский психолог Екатерина Примакова расскажет, что поможет ребенку учиться в школе в большим удовольствием:

Начало учебного года – это долгожданная пора для многих первоклашек. Но постепенно уроки и задания становиться рутинным занятием и неподъемной ношей для ребенка. Дети теряют интерес к учебе и совершенно не хотят ходить в школу.

Многие родители спрашивают, как же заставить ребенка делать уроки, и привить любовь к учебе? Как правило, лучший выход из ситуации — это правильная мотивация и правильный подход к детям. В сегодняшней статье мы подготовили несколько практических советов, которые помогут вернуть желание садиться за уроки и ходить в школу.

  1. Первоклашки
  2. Большая перемена
  3. Самые распространенные причины в отсутствии желания учиться

Первоклашки

Как заставить ребенка учитьсяУчеба дело не легкое. И особенно тяжело приходиться начинающим ученикам – первоклашкам и второклассникам. Дети только привыкают к новой своей роли в обществе и коллективу, а помимо этого нужно еще успевать правильно, выполнять все задания дома и в школе. Таким образом, на плечи учеников начальных классов ложится нелегкая задача. Преодолеть которую может помочь только родительский правильный подход. Прежде всего, нужно поддержать своего отпрыска, сказать ему, что вы понимаете как ему сейчас не легко.

Главный двигатель всего, что мы делаем. Мотивировать нужно на длительную перспективу. Рассказывать ребенку, что если он хорошо закончит школу, он сможет поступить в престижный ВУЗ. А так же обрисуйте ситуацию в том случае, если он не будет учиться.

Прививать тягу к знаниям нужно поэтапно и постепенно. Работайте сначала на короткую перспективу. К примеру, на день, неделю или на месяц. Если ребенок выполняет хорошо все задания, поощряйте его. Сделал все домашние задания – посмотрел мультик или съел мороженное. Хорошо закончил четверть – получил в подарок долгожданный конструктор. Стал хорошистом за год – съездили в долгожданную поездку.

Придётся набраться терпения, и превратить процесс обучения в игру. Ведь главная ошибка многих родителей учеников начальных классов, в том, что они забывают, что их дочери и сынишки совсем еще дети. И только вчера они целыми днями проводили время за игрой в детском саду. Будьте непосредственны, находите иногда время подурачиться и пошалить вместе. Чтобы ребенок не чувствовал себя в напряжении. Ведь зачастую, все, что слышат от своих родителей ученики начальных классов, это: «Пока не сделаешь все уроки, гулять не пойдешь» или «Сегодня никаких игр, потому что слишком много уроков». И таким образом им приходится все делать «из-под палки». В итоге ребенок готов заняться всем чем угодно, но только не уроками. Тут же появляется желание поспать, поесть и т.д. Начинается отлынивание от выполнения заданий.

Большая перемена

Как заставить ребенка учитьсяНаверное, все помнят себя в детстве, когда идя после школы, домой всегда хочется немножко задержаться с друзьями на улице и погулять. Ведь после нескольких часов проведенных в душном классе детям нужна разрядка, движение. Прогулка на свежем воздухе – это идеальный отдых для учеников после учебы. Организм насыщается кислородом и, двигаясь, малыши отлично разминаются. Но даже если у ребенка нет такой возможности – погулять после школы на улице, устройте ему небольшой перерыв после занятий, перед выполнением домашних заданий. Пусть поиграет в любимые домашние игры или наоборот спокойно полежит на кровати и отдохнет. На эти мероприятия должно отводиться не менее чем 1-1,5 часа.

Обустройте рабочее место

Половина залога успешной учебы – правильно обустроенное рабочее место ученика. Прежде всего, ребенку должно быть удобно за его рабочим столом. Нужно обязательно учитывать возраст сына или дочки, и подбирать мебель соответственного размера. Обязательно оборудуйте рабочее место ученика хорошей подсветкой в виде лампы. Все ученические принадлежности школьнику должно быть легко доставать, но при этом они не должны мешаться и валяться под рукой. Очень важно, чтобы все лежало на своих местах.

Карандаши и ручки в стакане или специальном органайзере-подставке, расписание – перед глазами, на стене, книги – на полке, желательно, чтобы они находились на расстоянии вытянутой руки от рабочего стола, тетради в ящике стола. Очень большое значение имеет расположение ученического места в доме или квартире, важно чтобы оно располагалось в той комнате, где ученика никто и ничего не будет отвлекать от учебы.

Самые распространенные причины в отсутствии желания учиться

  1. Не правильный режим дня. Составьте совместно с сыном и дочкой его индивидуальный распорядок дня, недели, года. К примеру, график в будни должен включать в себя часы, в которые ребёнок делает домашние задания, а также часы посещений кружков и секций. Обязательно оставьте в ежедневном графике время для игр и «ничегонеделания». Как заставить ребенка учиться
  2. Сложная программа. Особенно малышам бывает сложно перестроиться на учебный процесс. Сделайте процесс обучения более легким и понятным. Заинтересуйте своего отпрыска оригинальной подачей знаний. Сейчас есть возможность найти подходящую информацию в интернете.
  3. Плохие отношения с учителем. Поподробней расспросите об обстановке в школе у ребенка. Возможно, есть какие-то сложности в общении с классным руководителем или с кем-то из учителей. Если из уст сына или дочки и не прозвучит конкретной информации о проблеме, постарайтесь выяснить, в чем причина именно в школе через учителя. Ведь может выясниться, что у ребенка был конфликт по какой-то причине с кем-либо из учителей. И ребенок теперь неохотно отправляется на уроки.
  4. Проблемы в отношениях с одноклассниками. Помимо учебы, у детей в школе завязываются различные отношения со сверстниками и не всегда они бывают идеальными. Кто-то из учеников с первых дней заводит себе друзей и находит общий язык со всеми, а у кого-то не получается легкого общения с одноклассниками и он чувствует себя изгоем. Нужно постараться подбодрить ребенка, рассказать, что он обязательно найдет себе друзей, ведь у него очень много положительных качеств характера. Постараться наладить отношения со сверстниками малыша. Возможно, пригласить кого-то из одноклассников домой или организовать совместную прогулку.

Школьная жизнь для ребенка играет очень важную роль в его будущем социальном становлении. Поэтому так важно для родителей во время оказать поддержку на этом этапе жизни своего отпрыска.


Статья о том, как лучше понимать своего ребенка и как правильно направлять его к желанию хорошо учиться

Скачать:

Вложение Размер
kak_zastavit_rebenka_khorosho_uchitsya.docx

106.08 КБ

Предварительный просмотр:

Как заставить ребенка хорошо учиться?

«Моя дочь учится из-под палки… Я перепробовала все способы воздействия». «Мой сын тупой, природа отдохнула…» Никогда родители так часто не жаловались на своих отпрысков, взывая о помощи!

Зависть к детям из «высшего общества» стимулируют рыночные отношения в школе. «А что мне за это будет?» «Надо дружить с Петей, у него папа банкир!» «Давай поменяемся: ты мне дашь списать домашнее задание, а я тебе подарю модный журнал!» Разводы, разделы имущества, взаимные упреки в низкой зарплате, манеру общения с друзьями и знакомыми из разных социальных кругов — все это дети видят, «фотографируют», «сканируют» и «копируют» с нас.

Еще одно радикальное изменение — они растут в новой коммуникативной среде. Компьютеры заменяют членов семьи, «стрелялки», «бродилки» — ролевые игры со сверстниками. Для новой генерации характерен высокий интеллект и недоразвитая (по традиционным понятиям) личность. Эффект «индиго», сверходаренных и технологически продвинутых детей — это всего лишь эффект мальчика Кая из «Снежной королевы», умного, но со льдинкой в сердце.

Мобильная связь спровоцировала психологическую созависимость детей и родителей. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребенку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребенка в себе. Особенно при негативном характере информации. Раньше мы узнавали только о победах и достижениях, сегодня — о жертвах терактов, пожаров, авто- и авиакатастроф.

Дети стали бояться бедности, потерять родителей, двойкой теперь их не испугать. Знания не гарантируют более важное для наших детей физическое и социальное выживание. Поколение «психопатов» советского монументализма и прожектерства вырастило поколение невротиков постперестроечной разрухи, а они уже растят юных потребителей, которым родители хотят додать то, что не получили сами в детстве. История повторяется через поколение. Маятник в воспитании уходит из одной крайности в другую, от брошенных детей к невротической гиперопеке.

Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?

• Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями.

Дорогие мамы! Особенно опытные. Особенно у кого дети-подростки. Нужен совет.

Племянница, 14 лет. Плохо стала учиться, дома под компом, контакт, не до уроков. Запустила учебу, по многим предметам не понимает вообще, как говорит, на уроках сижу просто слушаю звук.

Девчонки, большое спасибо! Все, конечно, писали разное. Но больше всего мне понравился совет Марины. О том, что ей нужно себя за что-то хвалить .

В общем, сестра с мужем позвонили в какую-то базу репетиторов, вроде Объясним уроки, к ним стала ходить девочка-студентка, помогать учиться. Сейчас уже 2 недели отзанимались. Пока тишина. но хоть без скандалов вроде. Чем-то там вроде делают, даже общаются. .. попозже напишу, какие результаты.

Родители на работе постоянно, она дома одна. Сама себя не может организовать. И не хочет. Сестра рассказывает, как они пытались заниматься: Поняла? — Нет. — Ну, давай еще раз. Вот, видишь это. — и тут просто встает, идет на кухню. Чай, бутерброд. Иду за ней. Ты чего ушла? — А че? — Ну, уроки вообще-то делаем. — Че, я еще с ТОБОЙ заниматься должна?

Ну, и в таком духе. Выкрутасы постоянные, выкидывала книги в окно. Орет НЕ ЛЕЗЬ КО МНЕ, Я РАЗБЕРУСЬ. В школу вызывали уже 2 раза за год, были случаи прогулов.

Что нужно делать родителям, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе?

Как заставить ребенка учиться

Фото: Frank May/ТАСС

Начало нового учебного года — всегда стресс, как для ребенка, так и для его родителей. Специально для 5-tv.ru детский и семейный психолог рассказала, как родители могут помочь ребенку справиться с непростым периодом школьной жизни.

Как заставить ребенка учиться

Нина Хомерики
Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук

Как заставить ребенка учиться?

Ребенка не нужно заставлять учиться — все дети по своей природе любознательны. Если посмотреть на малышей, которые только-только познают мир, то можно увидеть, что их переполняет энергия развития, любопытство, интерес, азарт к пониманию мира. Это мощный ресурс и главная задача родителей — поддержать этот познавательный интерес и любознательность ребенка. Для этого необходимо создать благоприятную познавательную среду, в которой ребенок бы рос, развивался и получал бы от этого процесса удовольствие.

Как пробудить в ребенке мотивацию к учебе?

Проблема мотивации — очень частый вопрос на консультации у психолога. Ко мне часто обращаются с запросом «ребенок ничего не хочет, я не могу заставить его учиться», говорят об абсолютной апатии и отсутствии мотивации к учебе. Подобная проблема носит системный характер и формируется на за один день.: когда речь идет о подростке 13 лет, который ничего не хочет — это уже запущенная ситуация, нужно смотреть на то, с чего все началось. Намного проще предотвратить ошибки, чем потом их корректировать.

Как заставить ребенка учитьсяДети по своей природе любознательны. Валерий Шарифулин/ТАСС

Основная задача начальной школы — научить ребенка учиться. Важно сохранить положительные эмоции ребенка к процессу обучения, для этого ему важно ощущать себя успешным. А таблицу умножения и алфавит он обязательно выучит. Но не любой ценой.

Сейчас много амбициозных родителей, которые стремятся дать все лучшее ребенку: определяют в гимназии с повышенным уровнем обучения, усложненными программами. Часто дети с первых классов попадают в агрессивную среду с давлением со стороны школы, со стороны родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы он в своем ритме осваивал школьную программу, которая отвечала бы его возможностям.

Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями?

Я часто встречаю ситуации, когда родители делают домашние задания вместе с учеником, думая, что они помогают ребенку. Выполнение домашней работа — это зона ответственности ребенка. Когда родитель слишком вмешивается в этот процесс и начинает его контролировать, он оказывает медвежью услугу. Ребенок теряет чувство ответственности. У него нет возможности получить опыт, пусть даже негативный, основанный на переживании последствий от своих действий.

Родитель может и должен помочь ребенку, например, организовать процесс выполнения домашних заданий, научить самоконтролю.

Как заставить ребенка учитьсяПомогите школьнику составить режим дня. Heiko Wolfraum/ТАСС

Еще одна ошибка родителей — думать, что когда ребенок пошел в школу, он уже не нуждается в играх. Они убирают игрушки и их место занимают уроки и еще раз уроки. В таком случае ребенок испытывает серьезный эмоциональный перегруз. Он еще не успел перестроится, внутренняя позиция школьника формируется постепенно. Поэтому важно оставлять школьнику время для игр.

Нужно ли обсуждать оценки?

Оценки играют не очень хорошую роль, когда становятся намного важнее образовательного процесса и превращаются в самоцель. Для того, чтобы этого не происходило, я предлагаю родителям ориентироваться не на результат, а на процесс. Когда мама или папа знают, сколько усилий ребенок приложил к тому или иному проекту, даже если он получил тройку или четверку, то нужно обсуждать с ним не эту оценку, а его чувства, переживания, мысли на этот счет. Что он вложил в задачу, каким смыслом наполнена та или иная деятельность?

Что делать, если у ребенка есть сложности в обучении?

Иногда причинами являются когнитивные, интеллектуальные сложности ребенка, когда программа не соответствует его уровню возможностей. Очень частая проблема с синдромом дефицита внимания — тогда нужна определенная коррекция, помощь.

Эмоциональные в том числе семейные трудности также часто могут быть причиной снижения успеваемости. В этом случае можно наблюдать ребенка, который хорошо учится, а потом вдруг что-то происходит и успеваемость резко падает. Это повод обратиться к специалисту, детскому психологу, чтобы оказать своевременную помощь ребенку.

Как заставить ребенка учиться

Распространенная ситуация – родители приходят в отчаянье из-за нежелания отпрысков учиться в школе. Современные дети проявляют чудеса изобретательности, чтобы только не заниматься уроками. У них находится огромное количество очень важных занятий, ради которых выполнение домашнего задания откладывается на неопределенное время. А когда родители усаживают любимое чадо за уроки, начинается истерика по любому поводу. Решение примеров затягивается за полночь, и часто измученный папа или сердитая мама сами пишут решение, а ребенок переписывает в тетрадь.

Проблема нежелания подростков учиться принимает массовый характер. Что же могут предпринять ответственные родители, чтобы все-таки заставить учиться современного школьника?

Грамотная мотивация.

Для каждого школьного возраста эффективной будет особая мотивация. В начальных классах ребенок не способен ставить перед собой далеко идущие цели. Он учится ради достижений, за которые его хвалят. Поэтому родители должны тщательно отслеживать все его успехи и неудачи. Адекватная похвала закрепляет стремление повторить достижение, и даже превзойти его. Неудачные результаты отмечаются отсутствием похвалы. Порой этого достаточно для того, чтобы ребенок приложил больше стараний к конкретному предмету.

Подростку простой похвалы недостаточно. Для него наряду с мнением родителей важным становится мнение сверстников. А сверстники увлечены компьютерными играми, а не учебой. Чаще всего дети не желают учиться, потому этот процесс им кажется скучным. Не каждый преподаватель способен заинтересовать школьника изучаемой дисциплиной. Эту функцию придется брать на себя родителям.

Вначале совместно с ребенком родителям предстоит выявить его склонности и круг интересов. А затем связать с ними необходимость обучения. В данной ситуации папа и мама выступают в роли педагогов и преподавателей.

Следует определить жизненные приоритеты собственного ребенка и связать с будущей профессией. А затем выстроить стратегию подготовки к будущей профессии. Понимание роли предмета в получении перспективной специальности может кардинально изменить позицию школьника.

Если предложенные методы не сработают, следует испробовать другие способы мотивации.

Проблемы в изучении предметов.

Нежелание учиться связано с непониманием какого-нибудь предмета. Пропуск некоторого количества материала приводит к отставанию ученика. Возникает замкнутый круг: отсутствие успехов вызывает нежелание вообще что-либо делать, а отсутствие выполненных заданий приводит к получению негативных оценок.

Задача родителей – вовремя заметить возникающую ситуацию, и помочь ребенку освоить материал в ходе выполнения домашних заданий. Главная проблема – не выполнять задания вместо ученика, жалея его. Не стоит самому писать решение на листе, пусть ученик пишет его вслед за родительскими объяснениями. Придется выдержать некоторое количество эмоциональных реакций в виде истерик, депрессий, обид. Но настойчивость и упорство помогут достичь необходимого результата.

Для освоения особо сложных предметов лучше обратиться к услугам репетитора.

Необходимо поддерживать интерес детей к дисциплинам, в которых они демонстрируют успехи. Можно организовать углубленное изучение избранного материала, или предложить участие в престижной олимпиаде.

Ситуация в классе.

На успеваемость влияют отношения, сложившиеся у ребенка с одноклассниками. Каково отношение друзей вашего ребенка к учебе? Что является для них приоритетом? Возможно, вашему сыну или дочери приходится принимать позицию остальных ребят, чтобы не оказаться в изоляции. Или, наоборот, успехи плачевны из-за того, что он не находит единомышленников в классе?

Проявите интерес к школьной жизни ребенка. Выявите существующие проблемы. Какие-то из них удастся разрешить с помощью классного руководителя или учителя-предметника. При необходимости стоит рассмотреть вопрос о переводе подростка в другую школу.

Особое внимание обратите на отношение с учителями. Иногда негативное отношение к предмету возникает из-за отсутствия взаимопонимания с преподавателем, или даже возникновения неприязни. Дети самостоятельно не способны разрешить возникший конфликт. В этом им требуется содействие взрослых, в первую очередь собственных родителей.

О наказаниях.

Наказания – элемент мотивации. Без наказаний обойтись невозможно. Однако излишнее стремление не оставить без наказания ни единого промаха приводит к ситуации, когда ребенок скрывает реальное положение дел в школе. Громкие крики, угрозы, подзатыльники не заставят ученика проявлять больше усердия. Избыток наказаний способствует нарушению взаимопонимания между родителями и детьми.

Куда эффективней оказывается серьезный разговор, в ходе которого анализируется ситуация с успеваемостью по предмету и совместно вырабатывается решение проблемы. Оставьте в качестве наказаний запрещение компьютерных игр, отмену похода в кино с друзьями, или ограничение в других развлечениях.

Стремитесь сохранять добрые отношения с ребенком, проявляйте внимание и интерес. Дети особенно чувствуют недостаток теплоты в отношениях, и могут неосознанно попытаться привлечь внимание к себе отказом от учебы.

Используйте примеры.

Для подростков авторитетами становятся кумиры – люди различных профессий. Помогите найти ребенку кумира не только среди спортсменов или актеров. Впрочем, и у представителей этих профессий можно выделить черты характера, на которые следует ориентироваться подрастающему поколению: трудолюбие, целеустремленность. Подробное изучение биографии кумира вашего ребенка может дать дополнительные рычаги для мотивации к учебе.

Прекрасно, если в пример можно привести кого-либо из родственников. Но их авторитет не должен подавлять личность школьника.

Универсальных способов заставить ребенка учиться не существует. Для каждого придется подбирать свой набор мотивов, убеждений, эффективных воздействий. Настойчивость и последовательность родителей обязательно дадут свои результаты. Удачи вам и вашим детям!

Предыдущие статьи на тему «Как заставить ребенка учиться?»:

Ссылка на основную публикацию