Как мотивировать ребенка к учебе

Многие родители задумываются, как мотивировать ребёнка учиться и где взять стимул к учёбе. Тьюторы «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» рассказывают, как помочь детям полюбить учёбу.

Виды мотивации

Специалисты делят мотивацию на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее, чем исходящая извне. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем.

Психологи и педагоги выделяют несколько видов мотивации. Если разобраться в них, будет легче понять, что движет ребёнком во время обучения.

Мотивация детей к учёбе

Вот наиболее популярные мотивы повышения мотивации к учёбе:

  • стремление быть эрудированным и образованным,
  • желание расширить круг общения вместе с кругозором,
  • стремление раскрыть свои таланты и построить карьеру,
  • «необходимость» учиться (статус школьника).

Как мотивировать ребенка к учебе

Как повысить мотивацию ребёнка к учёбе

Тьюторы в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» нередко работают со школьниками, которым не нравится школа, поэтому наши специалисты знают, как мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо того, чтобы ругать сына или дочь за нежелание учиться, можно прибегнуть к более мягким и действенным способам.

Задача тьюторов заключается в исследовании интересов ребёнка и создания комфортной среды для его развития. Благодаря работе с наставником дети начинают заниматься самостоятельно и осознают ценность образования, что является значимым стимулом к учёбе.

Вот что рекомендуют тьюторы для повышения внутренней учебной мотивации у детей:

1. Найдите хорошего педагога

Квалифицированный и харизматичный преподаватель — половина успеха и отличный стимул к учёбе. Если учитель знает, как преподнести свой предмет и заинтересовать им, дети загорятся учёбой.

«Если у подростка нет серьёзных проблем психологического характера, которые бы демотивировали его по жизни, то обычно он склонен к познанию нового. Это его природа, и достаточно бывает выслушивать его, воспринимать серьёзно и поддерживать на пути выбора профессиональной самореализации. Зубрить предметы мало кому интересно по жизни, а вот понимать лучше себя через определённые знания и предметы, мир окружающий, и прикладывать эти знания к реальной действительности — это всегда мотивирует учиться. Поэтому в плане самообразования для выбора профессии мы всегда простраиваем логику шагов с ребёнком — зачем нам изучать те или иные предметы в школе, чем они могут быть полезны в дальнейшем, через 3 или 5 лет. Когда появляется такое понимание, то и приходит интерес вкладываться в будущее».
Наталья Смелова, тьютор «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»

2. Учтите стиль восприятия ребёнком информации

Некоторым детям гораздо легче воспринимать информацию на слух, а кто-то на лекции начнёт скучать и считать ворон. Одним понравится документальный фильм, а другие предпочтут прочесть информацию в книге. Мотивация ребёнка к учёбе усиливается, если усвоение информации происходит комфортным образом. Обратите внимание на то, какой стиль обучения предпочитает сын или дочь.

Как мотивировать ребенка к учебе

3. Показывайте пример

Дети во всём копируют взрослых. Если родители беспрерывно читают книги, продолжают учиться в течение жизни, интересуются культурой и уделяют время своему хобби — ребёнок будет также стремиться к знаниям. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору.

«За отсутствием мотивации я стараюсь увидеть неудовлетворённую базовую потребность. Если я могу посодействовать её удовлетворению, то дальше есть возможность двигаться. У подростков это, как правило, потребность в значимости. Нельзя думать, что отличная учёба сможет эту потребность удовлетворить — это классическая ошибка учителя, именно банальная потребность даёт энергию учиться, но не наоборот».
Светлана Гольцер, тьютор «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»

4. Не давите из-за оценок

Школьные отметки не показатель знаний. Дайте понять, что вас интересуют реальные знания, а не цифры в электронном дневнике. Покажите, как применять полученные знания на практике. Если ребёнка расстраивают плохие оценки, поддержите и объясните, что вы на его стороне независимо от того, что он получил. Этим вы вполне сможете замотивировать ребёнка к учёбе.

«Тьютор всегда работает с внутренней мотивацией человека, помогает найти то, что движет ребёнком изнутри, а внешние факторы рассматриваются только как вспомогательные. Нужно найти свои интересы, внутри которых хочется развиваться, прилагать усилия, те, что стимулируют действовать, идти вперёд. Найти то, в чём ты силён, и двигаться вперёд более уверенно, научиться опираться на свои успехи и достижения, пользоваться тем, что дано. Найти свой смысл и действовать осознанно, понимая, и к чему ведут твои усилия и вложения. Это самое сложное, но эффективное средство мотивации ребёнка».
Юлия Рожкова, тьютор «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»

Резюме

Есть разные способы повысить мотивацию к учёбе, если ребёнку не нравится заниматься. Внутренняя мотивация, то есть искренний интерес и желание, эффективней внешней, когда школьник учится «из-под палки». Рекомендуем подбирать педагогов и стиль обучения под индивидуальные запросы ребёнка. Не забывайте показывать пример и помните, что оценки не главное.

Тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» помогают ребятам полюбить учиться. К этому специалисту можно обратиться, если потеряна мотивация к получению образования. Тьютор найдёт скрытые желания и интересы, забытые увлечения и подскажет, как применить это в учёбе.

Как мотивировать ребенка к учебе

Не редко родители озабочены проблемой обучения детей. Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Волнение по поводу достаточной мотивации для самостоятельного обучения присутствуют у каждого. Оно приводит к раннему развитию, появлению ответственности и дисциплины. Если вы также обеспокоены этим вопросом, стоит изучить советы психолога, как мотивировать ребенка на учебу. Они помогут приучить детей к самостоятельному обучению.

Как мотивировать ребенка к учебе

Организация учебного дня

Должен быть определенный распорядок, который даст чувство стабильности. Режим питания, школьного обучения, времени для выполнения домашнего задания – все это нужно организовать правильно. Сложно хорошо воспринимать информацию, когда не выспался, голоден или чувствуешь другой дискомфорт.

Время для отдыха и игр тоже стоит выделять. Ведь легче делать уроки, зная, что потом можно будет поиграть. Слишком заорганизованные дети не умеют отдыхать и вырастают тревожными.

Как мотивировать ребенка к учебе

Прививаем интерес к получению знаний

Познание новых предметов, получение знаний стимулирует на проявление интереса к учебе. Родители поддерживают в раскрытии талантов, проявлении новых увлечений. Похвала играет большую роль. Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать, читайте здесь.

Помощь от родителей в освоении материала способствует к желанию изучить новый предмет. Ребенок быстрее научится заниматься сам и с легкостью познавать новые навыки, когда ему не навязывают это. Чтобы мотивировать ребенка учиться помогайте ему только в тех случаях, когда он вас об том попросит. Также показывайте на личном примере, что самостоятельное обучение это естественное занятие, которым человек увлекается на протяжении всей жизни.

Как мотивировать ребенка к учебе

Учим ставить цели и достигать их

Ребенку стоит дать понять, для чего ему учиться. Разговаривать и объяснять, какую роль имеет освоение полученных знаний для будущего. Но делать это стоит на понятном ему языке и с учетом его возраста.

Может быть, что ребенок уже имеет цель. Но в противном случае, родителям стоит направлять и показывать своим примером, как важно самому стремиться к учебе. Мотивация и пример взрослых крайне необходим.

Как уберечь воспитанника от плохого влияния и научить самому решать свои проблемы.

Как мотивировать ребенка к учебе

Исключаем стрессовые ситуации

Чтобы малыша ничего не отвлекало от получения новой информации, постарайтесь обеспечить комфортные условия для этого. Даже хорошо мотивированного ребенка способны отвлечь следующие ситуации.

  • Скандалы между родителями и семейные неурядицы влияют настолько сильно, что может пропасть вся мотивация для проявления любой самостоятельности. Поэтому задача родителей состоит в обеспечении спокойной обстановки в доме.
  • Нельзя ругать из-за плохих оценок. Делать нужно акцент на том, что важнее полученные знания, а не отметка за них. Ребенок будет стремиться к учебе, не боясь наказания за плохую оценку.
  • Интересуйтесь учебным процессом, происходящим в школе. Рассказы об уроках, школьных друзьях, учителе – это вызывает доверие и способствует наличию поддержки родителей при появлении проблем.

Любое мелкое недоразумение в школе может отбить охоту посещать ее, или нежелание учиться. Отвлекайте малыша, утешайте, поддерживайте. Это дает возможность справляться с трудностями и не терять мотивацию к учебе.

Как мотивировать ребенка к учебе

Поддерживаем увлечения

Посещение школьных или внешкольных секций играет ключевую роль. Малыш вырастит общительным, у него появятся новые знакомства и увлечения. Поддерживайте ребенка в любых начинаниях, даже если они вам кажется совсем несерьезными. Это способствует развитию новых навыков, самостоятельности и ответственности.

Узнайте 5 простых вещей, которые помогут вас стать лучшей мамой на свете.

Как мотивировать ребенка к учебе

Хвалим и поощряем

Здесь стоит понять различие между обещаниями ценных подарков за отличные оценки и маленькими поощрениями за стремление к учебе. Ведь дорогие и частые подарки обесценят мотивацию. Стоит ли давать карманные деньги, и в каком размере, узнайте здесь.

Малыш будет стремиться заработать отметку, не думая о том, каким способом это будет сделано. Такая позиция не приведет к мотивации учиться, а приучит к тому, что за все всегда должна быть награда. Маленькие поощрения за полученные знания будут стимулировать и дальше учиться.

Какие традиционные ценности вредят в воспитании здоровой личности.

Как мотивировать ребенка к учебе

Подбираем учителей

Ключевым моментом является подбор педагога. Если есть возможность, заранее узнайте о квалифицированном учителе, который сможет мотивировать на учебу, давать хорошие знания и помогать в освоении нового материала.

Грамотный педагог проводит занятия в игровой форме. Ему видно, когда пропадает мотивация у детей. И ему хватит навыков и знаний, чтобы изменить ситуацию и дать мотивацию.

Принципиально важный показатель квалификации учителя – это его любовь к своей работе и детям. Такой наставник своим примером будет мотивировать к получению знаний. Как научить детей учиться, узнайте здесь.

Мотивация к учебе не сразу может появиться. Родители должны набраться терпения, помогая воспитаннику обрести себя. Выстраивайте доверительные отношения между вами и ребенком. Нельзя бить, кричать, унижать детей. Применения насилия от взрослых может способствовать проявлению отклонений, задержке физического и нервно-психических расстройств. Будьте другом для своего малыша, а не надзирателем.

Дети, мотивированные на учебу — настоящая мечта каждого родителя. Работать с детской мотивацией на первых порах сложно: многие прислушиваются к советам психолога, кто-то использует метод проб и ошибок. К сожалению, даже в этих условиях, практика показывает, что количество малышей, у которых нет желания учиться в школе, постоянно растет.

Почему так происходит?

Ребенок забывает о том, что ему что-то задали на дом. На рабочем столе не поддерживается порядок. Во время занятий он отвлекается на посторонние вещи. Количество плохих оценок начинает расти, и у него вообще пропадает желание ходить в школу.

Как мотивировать ребенка к учебе

Однозначного ответа на вопрос, почему же дети не хотят учиться даже с начальных классов, пока нет. Дело в том, что каждый из них индивидуален, и у него могут быть свои причины. Однако, существуют действенные способы. Применяя их регулярно, можно добиться от ребенка желания получать новые знания.

Ниже мы приведем несколько наиболее популярных причин, согласно которым, дети не хотят учиться:

  1. Ребенок еще слишком мал. Сегодня популярно отдавать малыша в школу с 6 лет. До этого в детском саду его записывают на развивающие курсы. Но у такого первоклашки еще нет навыков высиживать спокойно положенное количество времени и удерживать внимание.
  2. Учителя. Нельзя винить учителя во всем. Но иногда взаимодействие происходит так, что получая плохую оценку, ребенок ощущает себя подавленным и “плохим”. Чтобы этого избежать, перед первым классом родителям стоит поговорить с малышом.Постараться развеять всего его страхи об учебе. В конце концов, школа, это в первую очередь — получение знаний, а не только хорошие оценки.
  3. Давление на ребенка. Оно может исходить и от близкого окружения и от учителей. Отец и мать ставят ученику завышенную планку. Отправляют его не просто в школу, а сразу же на несколько курсов. Берут дополнительные уроки. Родители редко учитывают мнение своих детей. Боясь не оправдать ожиданий, возложенных на него, малыш может замкнуться и совершенно потерять желание что-либо делать дальше.

Что влияет на мотивацию ребенка к учебе?

Интерес. Дайте понять, что на каждом школьном занятии ему расскажут нужную и полезную информацию.

Восприятие. Кто-то лучше воспринимает информацию через зрение, кто-то — на слух. Мы все разные. Поэтому родителям стоит понаблюдать за ребенком. Возможно, совместные занятия принесут большие плоды.

Эмоции. Один из типов мотивации — эмоциональная. Эта часть психики ребенка еще недостаточно устойчива. В этом случае задачей родителей будет поддержать малыша в стремлении к получению новых знаний.

Какие ошибки можно совершить, пытаясь заставить ребенка учиться хорошо?

  1. Если ребенку говорить, что из него не выйдет ничего путного, этим самым можно его запрограммировать на неудачи не только в школе, но и на всю жизнь. Это снижает его самооценку. Делает его зажатым и замкнутым.
  2. Запугивание. С этим еще сложнее. Находясь в стрессе, ребенок не сможет ни нормально воспринимать информацию, ни грамотно ее анализировать.
  3. Подарки за оценки. Метод таит в себе массу недостатков. Во-первых, привычка получать подарки разовьется очень быстро. В итоге ребенок будет стараться только в том случае, если вы пообещаете выполнить то или иное его желание. Во-вторых, в этом случае ребенок настраивается не на учебу, то есть получение новых знаний, а именно на получение подарков.
  4. Постоянный успех. В этом случае возникает риск, что ребенок будет делать все для того, чтобы получить статус в обществе и его одобрение, забыв об эмоциональной стороне вопроса.
  5. Множество дополнительных секций и кружков. Дети достаточно быстро устают, когда им требуется постоянно держать свое внимание в тонусе и постоянно получать новую информацию. Не планируйте график ребенка максимально плотно. У него просто не будет времени отдохнуть.

Чтобы малыш хорошо учился в школе, попробуйте прорабатывать школьные знания в виде игры. Рифмуйте школьные правила, превращая их в веселые стихи. Повторяйте упражнения в игровой форме, вызывайте соревновательный дух.

Поддерживайте увлечения ребенка. Не навязывайте то, что любите вы. Пусть малыш сам определится с тем, что интересно ему наиболее всего.

Если награды, то — маленькие. Не завышайте планку в вознаграждениях и делайте подарки слишком часто.

Интересуйтесь знаниями ребенка, а не его оценками. После дня в школе, поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал за сегодня. Обсудите, как он может применить полученные знания на практике. Оценка — вещь субъективная, поэтому старайтесь не делать упор на пятерках.

«Не хочу учиться!» — фраза, которую хотя бы раз в жизни слышал каждый родитель. А дальше невыполненные домашние задания, прогулянные уроки, плохие оценки. Реагируя на плохую успеваемость, родители часто пытаются прибегнуть к так называемым внешним мотиваторам — сводить в кафе в обмен на хорошо написанную контрольную работу или купить новый телефон, если триместр будет закончен без троек. Но такие стимулы приходится постоянно усиливать: уже через месяц ребенку покажется мало обещанной за пятерку шоколадки. Кроме того, он может привыкнуть, что за каждым усилием следует вознаграждение, — а осознав, что в жизни так бывает далеко не всегда, столкнуться с сильным разочарованием. Чтобы эффект был долговременным, должен появиться настоящий интерес к знаниям — а для этого нужны стимулы другого порядка.

Причины слабой мотивации

Как мотивировать ребенка к учебеКатерина Фомичева / vk.com/uchi_ru

Для начала неплохо бы разобраться, с чем связано отсутствие интереса к занятиям. Иногда это может быть банальная перегрузка — особенно если родители, стремясь дать ребенку разностороннее развитие, заполняют его режим дня бесчисленными секциями и репетиторами. Так возникает хроническая усталость, которая способна убить любую мотивацию.

Спланируйте комфортный режим дня, включите в него время для отдыха. Важно и удобное рабочее место для выполнения домашних заданий, где ученика никто и ничто не будет отвлекать. И еще: жизнь ребенка не должна ограничиваться учебой. Постарайтесь сделать так, чтобы жизнь ребенка была насыщенной и в ней оставалось место для увлечений и любимых занятий. Тогда и учеба из тягостной необходимости превратится в увлекательный процесс.

Дефицит мотивации часто связан со сложностью учебного материала. И здесь важно находить время обсудить с ребенком его успехи: спрашивать, что нового он узнал, что осталось непонятным или вызвало сложности, хвалить его за победы и не ругать за неудачи. Если упражнение или тема оказались слишком сложными, помогайте ему справиться с задачей. Часто родители уходят в крайность, начиная выполнять домашние задания вместо ребенка — опасное решение, которое не добавит школьнику ни знаний, ни мотивации. Лучше вместе обсудить решение, наведя ребенка на правильный ответ с помощью подсказок, — лучше всего мотивирует проблема, разрешенная собственными силами. Сделать процесс занимательнее помогут образовательные фильмы, подкасты или элемент игры.

Ловушки для внимания

Как мотивировать ребенка к учебеКатерина Фомичева / vk.com/uchi_ru

Любая сложная тема, а и простая тоже, лучше усваивается с шутками, прибаутками и забавными историями. Используйте свои знания, чтобы подвести ребенка к теме с неожиданной стороны. Разговор о морских течениях можно начать, упомянув акул и то, как они перемещаются в океане. А чтобы объяснить, что такое фразеологизм, приведите в пример фразу «на лбу написано», которая уходит корнями в древний обычай клеймить лоб преступников. Импровизируйте.

Еще один способ подобраться к теме — начать это с ответа на вопрос. Например, если ученик хочет знать, почему самолет не падает, это хороший повод поговорить о законах физики. А если он спрашивает, как стать популярным блогером, предложите ему начать с наблюдения за другими лидерами мнений, в том числе теми, кто выпускает полезный образовательный контент — тем более что многие блогеры сейчас участвуют в просветительских проектах. Так, недавно на платформе «Учи.ру» стартовала серия бесплатных онлайн-уроков и мастер-классов «Учабрь — пора учиться» .

Игра и соперничество

Как мотивировать ребенка к учебеvk.com/uchi_ru

Геймификация — одна из самых эффективных техник в работе с детьми. На игровых принципах построены многие обучающие онлайн-продукты, и не только для детей: например, так работает известное приложение по изучению английского Duolingo или образовательная платформа «Учи.ру», на которой все задания представлены в интерактивном формате.

Элемент игры лежит в основе любых соревнований: участие в конкурсах и олимпиадах не только побуждает ребенка двигаться вперед, но и развивает гибкие навыки, умение конкурировать и сотрудничать, а также учит принимать неудачи как часть жизни. Здесь роль родителя очень важна: чтобы ребенок не боялся соперничать, нужно показывать, что у него есть опора и что он может получить слова одобрения вне зависимости от результата.

Прямо сейчас можно присоединиться к всероссийской олимпиаде по информатике «Отличник», международной мультидисциплинарной олимпиаде от «Инфоурока», интерактивной олимпиаде по английскому «Рыжий кот», пробному туру международной онлайн-олимпиады по математике Bricsmath.com или олимпиаде по программированию от «Учи.ру», которая начнется с 1 декабря.

Памятка для родителей

Что нужно, чтобы повысить мотивацию школьника к учебе:

  • Обеспечить адекватное соотношение учебы и отдыха, сделать внеучебную жизнь ребенка насыщенной.
  • Интересоваться успехами и проблемами ученика в школе.
  • Помогать разобраться со сложными и непонятными темами, подталкивать к самостоятельным рассуждениям.
  • Начинать объяснение непонятных тем через интересные необычные факты.
  • Стремиться объединить процесс учебы с увлечениями ребенка.
  • Включать в объяснения элемент игры.
  • Поддерживать интерес ребенка к соревнованиям.

И вот список вещей, которые делать нельзя категорически:

  • Использовать в качестве мотивации только материальные вознаграждения и подарки.
  • Прибегать к аргументам, которые справедливы для вас, а не для ребенка (пример такого аргумента: «Будешь учиться хорошо — когда вырастешь, сможешь много зарабатывать»).
  • Решать за ученика домашние задания.
  • Ругать ребенка за ошибки и неудачи.
  • Контролировать каждый шаг ребенка, решать за него, что учить, когда и как.
  • Фокусироваться на поведении ребенка, не пытаясь понять причины отсутствия мотивации.

Пять примеров того, как родители заставят первоклашку возненавидеть школу

Как мотивировать ребенка к учебе

Многие считают, что проблема мотивации к учебе у первоклассников не стоит. Природная любознательность, новизна обстановки, первые школьные успехи – все это само по себе должно стимулировать новичков заниматься с максимальным усердием. Именно поэтому мамы и папы оказываются в полной растерянности, столкнувшись с равнодушием и даже отвращением семилеток к учебе.

Разбираем самые популярные родительские ошибки и ищем правильную учебную мотивацию.

Контролируйте учебу, а не ребенка

Обычная картина в семье первоклассника: над ним, как коршун, нависает мама (реже папа или бабушка) и оценивает каждую букву в прописи, подсказывает, какой карандаш взять для раскрашивания картинки и периодически проверяет скорость чтения с секундомером.

Такой жесткий контроль, во-первых, ничему ребенка не учит, вернее, учит бездумно и беспрекословно выполнять указания старших – не самый полезный навык. Во-вторых, способен отбить интерес к учебе даже у самых позитивных первоклашек.

Что делать

Конечно, невозможно бросить малыша на произвол судьбы и школы, вы обязаны помочь ему адаптироваться к новой жизни и приспособиться к ее режиму. Помочь адаптироваться – а не учиться вместо ребенка! Поэтому возьмите под строгий контроль условия, а не сам процесс. Следите, чтобы ребенок высыпался, полноценно питался и проводил время на свежем воздухе. Постарайтесь, чтобы за домашнее задание первоклассник сел тогда, когда его трудоспособность достигнет суточного пика, убедитесь, что у него есть все необходимое для его выполнения и суть упражнений ему понятна. И… оставьте его в покое.

Покажите, что учеба интересна сама по себе

Вторая ошибка родителей – мотивировать ребенка к учебе неучебными целями. На первый взгляд, это кажется странным, однако так делают почти все. «Закончишь уроки – поиграем в настольный футбол!» — обещает папа, незаметно даже для себя противопоставляя учебу и игру. Если одно из них, очевидно, приятное и увлекательное занятие, то что же второе? Скучная и неприятная рутина, с которой нужно покончить поскорее?

Что делать

Подчеркивайте ценность результата достигнутого ребенком, когда будете обсуждать с ним его достижения. Крючки в прописи ровные, хоть на выставку. Умеешь складывать двузначные числа? Не может быть, покажи! Нарисовал яблоко? Как настоящее! Интересуйтесь у ребенка, что он узнал сегодня в школе и постарайтесь дополнить и разнообразить его новые знания.

Ставьте перед ребенком достижимые цели

Первоклассник еще не в состоянии осознать, что крючочки и палочки в прописи – первый шаг на пути к вершине его профессиональной карьеры. Никакие угрозы из серии «не будешь учиться – придется работать дворником» на него не действуют. Цель должна быть понятна и достигнута в течение трех дней, максимум – недели!

Что делать

Часто учеба кажется детям бесконечным монотонным процессом, в котором нет и не может быть какого-то очевидного промежуточного результата. Поставьте перед ребенком понятную цель – например, научиться за неделю решать определенный тип примеров, читать с заданной скоростью, выучить таблицу умножения на три и на пять.

Не завышайте ценность отметок

Часто родители ставят перед ребенком цель, как им кажется понятную, достижимую, а главное – легко осязаемую: получить пятерку за домашнее задание (за контрольную, в четверти, стать круглым отличником). Но отметка – это лишь вспомогательный инструмент, ведь цель занятий – достижение определенного интеллектуального уровня, а не табель с пятерками. В семьях, где интересуются исключительно отметками, дети часто страдают «синдромом отличника», который мешает им получать удовольствие не только от учебы, но и от жизни.

Что делать

Главный критерий успеха ребенка – не отметка, а то, что сегодня он сделал что-то лучше, чем вчера. Обратите внимание, что буквы стали ровнее, при списывании он допустил меньше ошибок, решил пример, который накануне вызвал затруднения. Именно это создает ощущение непрерывного движения вперед.

Не сосредотачивайте все внимание ребенка на учебе

Наконец, еще одна популярная ошибка, которую часто совершают родители первоклашек: ведут себя с ребенком так, словно кроме школы и учебы ничего в его жизни не существует. Обсуждают исключительно школьные дела. Проводят совместное время только за выполнением или проверкой домашних заданий. Хвалят только за школьные успехи (и ругают, соответственно, только за низкие отметки). Ребенок быстро начинает ассоциировать себя только с этой стороной жизни. Но это так же неправильно, как если бы близкие оценивали вас исключительно как сотрудника! Получила премию – хорошая мама, не получила – так себе… Чрезмерное внимание к школьным делам сказывается на самооценке ребенка. Неудовлетворительная оценка (со всеми случается) занижает самооценку, но и сплошные пятерки тоже мешают адекватно оценивать свои силы.

Что делать

Обязательно ищите, за что можно похвалить ребенка. Три искренних похвалы каждый день – это минимум, и они не могут все быть завязаны на настроение учительницы Марииванны. Обращайте внимание на успехи малыша в спорте, если он ходит в спортивную секцию, или в творчестве, если он занимается музыкой или рисованием. Цените его помощь в домашних делах, доброту и внимательность по отношению к бабушке с дедушкой, младшим братьям и сестрам, домашним питомцам. Ваш ребенок – все еще ваш ребенок, хотя он и стал учеником первого «А».

Первый класс – чудесное время, когда вам не нужно придумывать сложных схем и принимать экстренные меры, чтобы подтолкнуть малыша на дорогу к увлекательному миру знаний. Он уже делает по ней свои первые шаги. Главное — ничего не испортить!

Как мотивировать ребенка к учебе

Что делать, если ребенок не хочет учиться и отлынивает от домашнего задания, эксплуатируя родителей? – Правильно настроить систему мотивации. И, если вы все еще думаете, что чередуя кнут и пряник, получите идеального сына или дочь, то этого не произойдет. Все сложнее, а значит, придется потрудиться. И в первую очередь – вам самим. О том, какие шаги нужно предпринимать, Николай Ягодкин рассказал 7days.ru.

Забудьте о чрезмерной негативной мотивации

Спросите себя – не злоупотребляете ли вы негативной мотивацией, а именно страхом, болью, долгом, стыдом и избытком негативной обратной связи? Эти аспекты эффективны на короткой дистанции, а вот в долгосрочной перспективе очень опасны. Когда вы манипулируете ребенком: заставляете его избегать боли, стыдите за 4 в четверти, говорите, что он обязан хорошо учиться или попросту пугаете, то неизменно травмируете. Это сковывает его интеллектуальную активность и рушит доверие к родителям. Также ребенок может уйти в себя, вырасти трусом и зависимым от общественного мнения. Чувствуете ли вы себя счастливыми, если находитесь в постоянном стрессе? – Ваши дети тоже. Забудьте про психологическое насилие, иначе ребенку понадобится психолог или врач.

Расскажите ребенку, зачем он учится

Как мотивировать ребенка к учебе

Такой разговор можно проводить, как только ребенок пошел в школу. Важно объяснить малышу, по каким критериям его будут оценивать. Он должен понимать, что двойка за поведение, за забытую тетрадь, за домашнее задание и за годовую контрольную – разные двойки. Запутавшись в этих критериях, ребенок может саботировать процесс и перестать учиться. Важно, чтобы ребенок знал, что оценка не равна знаниям. Иначе страх “схлопотать” плохую оценку будет провоцировать прогулы и “болезни”, ведь за прогул и температуру двойку не поставят.

Запустите самолет мотивации

Как мотивировать ребенка к учебе

Представьте, что мотивация ребенка – это самолет, в котором 3 двигателя. Первый – процессная мотивация. Двигатель работает, если ребенку нравится процесс обучения – ему классно и интересно. Чем младше дети, тем важнее в их “самолете” этот двигатель. Он начинает “барахлить”, как только угасает интерес. Второй двигатель – мотивация подкрепления. Это оценка извне, материальные выгоды (деньги, конфеты) или похвала – все позволяющее ребенку понять, что он делает что-то важное для окружающих. За счет подкреплений он продолжает свою деятельность (например, еженедельная уборка в комнате). Третий двигатель завести сложнее всего – это мотивация достижений. Это сила, которая тянет ребенка вперед ради заветной цели (например, пятерки в году). Научившись этому, во взрослой жизни ребенок сможет достигать высот и сметать преграды. Он будет идти к цели долгое время без плюс-подкреплений и увлекательных процессов.

Договаривайтесь со своими детьми

Как мотивировать ребенка к учебе

Таким образом вы научите ребенка исполнять обязательства и рассчитывать последствия. Договор – самый работающий механизм, который требует серьезного отношения как ребенка, так и родителей. Он взаимовыгодный и добровольный. Формат “Делай, пока я не достал ремень” – не договор. Правильная формула: “Сделаешь это – получишь пряник, а если не сделаешь, то тогда пряник с тебя”. Договор означает партнерские равные отношения, а не закабаление и манипуляцию ребенком. Исполнение обязательств договора – непреложный закон, поэтому не обещайте “золотых гор” и не требуйте того, что ребенок априори не в состоянии выполнить. Если не выполните обещание, ребенок больше вам не поверит.

Учитывайте возрастные особенности детей

Если вы попытаетесь договориться с 5-летним ребенком об уборке в комнате за зефирку, которую он получит завтра, у вас не получится. А если попросите научить вас собирать игрушки (потому что забыли), то обречены на успех. До 12 лет обучением ребенка правит процессная мотивация. Это значит, что в младших классах детям необходима похвала за деятельность, потому что она важнее результата. Также для них обязательна игра. Чтобы “работал” двигатель процессной мотивации, у ребенка обязательно должно получаться! Если не получается, то он попросту не может учиться, а значит не будет ни подкрепления ни интереса к учебе. Это частая проблема. Когда у детей что-то не получается, то они сравнивают себя с другими, а быть неудачником никто не хочет. Особенно актуально это для старшеклассников. Так и включается процесс негативной мотивации. Чтобы этого избежать, важно развивать психические процессы – память и внимание и заполнять пробелы в обучении.

Как мотивировать ребенка к учебе

Что касается договора, он возможен и с маленькими детьми, но об очень простых вещах, например, надеть валенки. Со временем, когда они научатся исполнять обещания, усложняйте договор. Не навязывайте ребенку своих “правильных” решений сразу – культивируйте в нем жажду исследователя.

Таким образом, именно мы, родители, отвечаем за отношение к учебе наших детей. А это значит, что у нас самое большое количество механизмов и способов на это влиять – все в наших руках!

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже

Повышение мотивации у школьников: откуда берется желание учиться

Как мотивировать ребенка к учебеНина Джексон педагог и международный консультант по образованию

О повышении мотивации к учебе у детей задумываются и родители, и учителя — но мало кто может предложить что-то конкретное. Автор книги «Классный учитель» Нина Джексон — может. Как ей удается прививать детям желание учиться и интерес к учебе? Советы для учителей, как повысить мотивацию у детей, могут пригодиться и родителям — особенно в начальной школе, когда они еще активно участвуют в учебном процессе.

Как мотивировать ребенка к учебе

Когда я только пришла работать в школу, один ужасно смешной мальчуган сказал мне: «Вы, видать, новенькая, чо? Я вам вот чо скажу. Я писать не того, я на барабанах!». Так его слова и задержались со мной на следующие двадцать пять лет. Вот это и называется — знать, что вызывает в ребенке желание учиться. Барабаны! А вовсе не правописание! Во всяком случае, в этом ребенке.

Поэтому прежде чем представить сто лучших советов, как выработать в ребенке мотивацию к учебе, поразмышляйте над тезисом, который я считаю решающим в этом вопросе: чтобы увлечь детей учебой, их нужно знать.

Вам — и учителю, и ученикам — нужно узнать друг друга и установить рабочие взаимоотношения, тогда ученики будут довольны жизнью и станут развиваться как личности, что, безусловно, повлияет на их внутреннюю мотивацию.

Каких только учеников не бывает, и у каждого свой характер, свои учебные потребности. И для каждого нужно подобрать в обширной учебной программе то, что подходит именно ему. Кому-то нравится выступать, и громкость такого ученика, как правило, настроена на максимум. А у кого-то громкость вовсе выключена, но если вы его похвалите — персонально и по заслугам — он превзойдет самого себя. Ведь именно тихих учеников мы часто обходим вниманием, хотя оно им так необходимо — так же, как наша поддержка и похвала.

Обязательно подумайте над рассадкой. Сама я детей никогда не рассаживаю, всегда позволяю им садиться с кем и где угодно, в зависимости от настроения. А некоторые учителя, наоборот, предпочитают фиксированную рассадку. (Я тут никому не судья, ведь что хорошо одному, то для другого не вариант.) Поступайте, как считаете нужным, только следите, чтобы ваши ученики раскрывались и получали от обучения максимум.

В чем я прочно убеждена, так это в том, что необходимо разобраться с «громкоговорителями» — иначе они съедят все ваше время. Если вы посадите рядом с собою «громких» учеников, то не только потеряете покой, но еще и будете тем самым подкармливать их «громкое» эго. Мало того, другие ученики могут подумать: раз вы уделяете «громким» столько внимания — значит, поощряете такое вызывающее поведение.

При таком многообразии индивидуальных учебных потребностей не удастся подойти ко всем ученикам с одной меркой, и в данном случае я говорю о рабочих листах (проклятии многих учителей!). Если уж даете их детям, то придумайте дифференцированные упражнения. Ведь дело не в количестве заданий, а в содержании и методиках.

Есть дети, скажем ученики с особенностями развития или особыми учебными потребностями, которых рабочие листы вообще не вдохновляют, а только отвращают от учебы. Придумайте для них задания, которые можно выполнить устно.

Что касается более способных и талантливых, их увлекают интересные развивающие задачи, а не очередные письменные упражнения. Чем лучше вы знаете своих учеников, тем четче понимаете, что их мотивирует, а что нет, например кого-то воодушевит порученное ему самостоятельное исследование, а для кого-то важна более тесная связь с вами. Как бы там ни было, для поддержания мотивации и заинтересованности в таких учениках им нужно все время подсовывать что-то новенькое. Если ученик простаивает, то он скучает, а заскучавший ученик отключается от учебы скорее, чем вы успеете сказать «электричество».

Ко всем ученикам нужно подходить с целым арсеналом педагогических приемов, и похвала с поощрением в их числе. Смысл в том, чтобы наладить учебный диалог между вами и учащимися, пусть даже незначительный. Помните, маленькие шажки оставляют на снегу большие следы! Всегда ищите положительное в их работе, отношении к учебе, личных достижениях и/или успехах в учебе.

Если ребенку кажется, что он постоянно не справляется и не успевает, то он переключится на что-то другое, скорее всего на компьютерные «стрелялки», или на обсуждение, кто с кем целовался в выходные, или, что хуже, все закончится вызовом родителей в школу и решением дисциплинарных вопросов. И не забывайте, что хвалить детей нужно в четыре раза чаще, чем критиковать.

А еще необходимо приучить их к ответственности за самих себя — для этого они должны видеть, что вы им доверяете. Такие двусторонние отношения выведут из спячки самого апатичного из учеников.

Попробуйте задействовать четыре составляющие мотивации:

  1. Заинтересованность в учениках — покажите, что вам как учителю интересно, чем занимается каждый из них в классе, и что вы цените каждого как личность независимо от его потребностей, достижений, успеваемости, поведения или характера.
  2. Модель отношений — с помощью разнообразных увлекательных занятий и упражнений определите, какая модель отношений лучше работает. Важно найти баланс между вашим авторитарным контролем и их свободой выбора.
  3. Побуждение — предлагайте детям задания и занятия, вызывающие у них интерес. К примеру, повесьте на стену «доску чудес» и попросите учащихся написать на ней, что побуждает их учиться. Увидите, они сразу же погрузятся в раздумья о своих учебных опытах, а затем выдадут вам на гора кучу идей и факторов, которые влияют на их мотивацию.
  4. Обратная связь — только конструктивная, дружелюбная и жизнеутверждающая, причем для всех и каждого. Тогда и успеваемость будет расти, и дети будут чувствовать себя комфортно. А тем, кто ощущает внутренний комфорт, не страшны никакие препятствия!

Основная проблема современных школьников — отсутствие желания и интереса учиться. Ещё будучи в детском саду дети уже не хотят идти в школу и не проявляют интереса к обучению. А та часть ребят, которая шла в школу с энтузиазмом теряют мотивацию уже в начальных классах.

Все это приводит к тому, что ребёнок не хочет познавать новое, не стремится к хорошим оценкам и откровенно скучает как в школе, так и дома за уроками.

Родители винят учителей — не интересно преподносят материал, ругают ребёнка, занижают оценки, спрашивают одних и тех же любимчиков. А учителя в свою очередь винят родителей — дома нет контроля за ребёнком, нет поддержки авторитета учителя и вообще родителям не до учёбы ребёнка.

Почему же отсутствует мотивация к обучению у многих современных детей? Не каждый педагог может однозначно ответить на этот вопрос. Это совокупность многих факторов. В данной статье мы разберём основные причины отсутствия мотивации у детей к обучению. И попытаемся ответить на вопрос как её вернуть.

Почему ребёнок не хочет учиться

Как мотивировать ребенка к учебе

  1. Психологически не готов к школе. Семилетний возраст не гарантия психо — эмоциональной готовности к школе. Каждому ребёнку требуется разное время чтобы «созреть» к такой форме обучения. Далеко не каждый может усидеть 45 минут спокойно, да ещё при этом пытаться понять новый материал. Несмотря на то, что ребёнок может знать достаточно много для своего возраста, ему может быть сложно подчиняться новым правилам. Именно поэтому так важна диагностика у психолога перед школой.
  2. Конфликты с учителем. Какой может быть интерес к учёбе когда ты идёшь в школу испытывая страх. Зачастую родители могут и не подозревать о том, что у ребёнка плохие отношения с учителем. Бывает так, что и учитель не в курсе происходящего. Достаточно пары неприятных фраз в адрес ученика и все, ребёнок затаил обиду на учителя.
  3. Конфликт с одноклассниками. Дети бывают очень жестоки и далеко не каждый ребёнок может дать отпор или не обращать внимания на колкости одноклассников. Класс — это система со своими иерархиями, и каждый занимает свое место. Но бывает так, что для кого-то места не нашлось и он становится изгоем.
  4. Отсутствие поддержки и веры в ребёнка. Не каждому дано понять с точные науки сразу или научится отлично писать сочинения с первого класса. Но родители упорно твердят ребёнку, что Вася может, а вот ты нет, ничего то из тебя не выйдет. При этом совершенно не учитывая, что каждому нужно свое время для усвоения материала и склад ума у всех разный. И зачем тогда ребёнку напрягаться, ведь у него все равно ничего не выйдет.
  5. Завышенные ожидания и давление со стороны родителей. Лучшие школы, прекрасные секции, педагог для углубленного изучения языка, музыкальная школа — а надо ли это все ребёнку, интересно ли ему? Может он в шахматы хочет играть и не ходить в сто пятьсот кружков. Важно, чтобы ребёнок сам хотел. Но родителям же виднее что лучше для ребёнка. И каков итог? Ругань и наказания за плохие оценки, разочарование в ребенке и в результате постоянные конфликты с ним. Посмотрите видео на эту тему:

Все вышеперечисленное и формирует мотивацию. Как внешнюю, так и внутреннюю. Если у ребёнка нет конфликтов в школе и дома на него никто не давит, а учиться он все равно не хочет, то какие конкретно действия нужно предпринять родителю, чтобы у ребёнка была мотивация к обучению?

Внутренняя мотивация. С чего начать

Ребёнок должен сам хотеть учиться, то есть познавать что-то новое и интересное ему. Основными внутренними мотивами к обучению для школьника являются следующие:

  • Познавательный мотив. Желание узнать что-то новое, интерес к окружающему миру.
  • Достижение. Многие дети из «спортивного» интереса (получится ли у меня решить ещё более сложную задачу) добиваются больших результатов в обучении.
  • Коммуникативный — расширяя свой кругозор и повышая интеллектуальный уровень ребёнок приобретает новых друзей и расширяет круг общения.
  • Эмоциональный мотив. Школьнику нравится по тем или иным причинам посещать учебное заведение.
    Помочь достичь такого уровня осознанности ребёнку может только взрослый. И начинать нужно с самого раннего возраста.
  • Позвольте ребёнку самому делать выбор того что он хочет делать сегодня.
  • Разрешите ему ошибаться и нести ответственность за свои действия.
  • Говорите с ребёнком. Объясняйте ему как надо вести себя в разных ситуациях, почему некоторые действия могут быть опасны.
  • Интересуйтесь у ребёнка как дела в школе, как прошёл день, а не его оценками.

Так вы развиваете в ребенке не только Эмоциональный и физический уровень внутренней мотивации (страх физического наказания, родители будут ругать) , но и осознанный с подсознательным. Он будет что-то делать не потому что его потом ждёт наказание если не сделает. Ребёнок будет подсознательно или осознанно совершать верные действия. Подробнее смотрите в видео:

Внешняя мотивация. Не кнутом, так пряником

Кнутом, конечно, не надо. Физическое насилие как способ мотивации не то что не работает, он очень опасен. Поэтому мы поговорим о «прянике», то есть о различных вознаграждениях.

Нет такого ребёнка, который бы не ждал похвалы от родителей или учителя за отлично написанную контрольную или сданный экзамен.
Способов замотивировать ребенка со стороны взрослых масса. Но важно все делать грамотно, а не просто платить деньги за хорошие оценки или покупать шоколадку. Придумайте свою систему поощрений. Например, давайте ребёнку наклейку за каждую отличную оценку. 1 наклейка = 1 балл. 10 баллов — поход в кино. Более подробно о внешней мотивации и о такой системе поощрения смотрите в видео:

Нужно ,чтобы ребёнка мотивировало не только желание быть хорошим и умницей. Иначе в будущем он приобретёт зависимость от мнения окружающих, и самооценка такого человека вряд ли будет на высоком уровне. Сначала ребёнок ждёт похвалы от родителей, потом учителя, начальника и без этого он не понимает для чего делает свою работу. Без одобрения окружающих человек быстро будет терять интерес к какому либо делу. Посмотрите в этом видео более подробную информацию:

Внешняя мотивация тоже хорошо и нужно, но важно не переступить тонкую грань и не превратить поощрения в товарно-денежные отношения.

В любом случае, не ругайте и не наказывайте ребёнка за то, что ему не понятно. Помогите ему понять материал, станьте помощником в обучении. Позвольте своему чаду обрести уверенность и тогда мотивация не заставит себя ждать.

Как мотивировать ребенка к учебе

Безжалостная статистика утверждает, что современные дети не хотят учиться. Почти треть из них в средней школе теряет интерес к учебе. В старших классах к этому числу добавляется еще 20 процентов. Правда, многие из подростков перед выпуском все-таки начинают понимать серьезность момента и берутся за учебу с целью достойного завершения среднего образования. Ведь впереди маячит взрослая жизнь, приходится определяться с выбором будущей профессии.

Так почему дети не хотят учиться? Потому что с какого-то момента они теряют такое качество, как любознательность. Заложенный природой интерес к новому, неизученному, снижается или исчезает.

Человек получает любопытство с рождения. И ребенок осваивает мир каждую минуту, каким бы делом он ни был увлечен. Очень важно поддержать это стремление, даже когда от бесконечных «как», «почему», «зачем» у родителей кругом идет голова. Эстафету плавно перехватывает детский сад, школа. Но именно папы и мамы первоначально показывают малышу необходимость обучения. Они увлекают, заинтересовывают.

Педагоги утверждают: ребенок должен быть психологически готов к обучению. Это не про счет до 100 и знание букв. Некоторые мамы с гордостью сообщают окружающим, что их малыш уже в 4 года все умеет, хоть сейчас в школу. Бедный дошколенок изучает английский, зубрит таблицу умножения, с тоской смотрит на книжки, которые продвинутые родители обязали его прочитать до школы. Неудивительно, почему ребенок, ориентированный на школу чуть ли ни с младенчества, не хочет учиться уже в начальных классах. Часто детская лень имеет под собой более серьезные причины. Попросту говоря, ребенок устал еще до школы. Когда ему было положено играть, он читал, писал, считал, не будучи готовым к этому ни морально, ни физически.

Стоит ли лишать ребенка детства? Задача родителя — играть с детьми, читать книжки, путешествовать, заниматься спортом. Есть множество интересных занятий, во время которых можно развивать маленьких непосед, увлекать новым, прививать любознательность. Во время игры дошкольники усваивают начало счета, письма, умение читать. Но главное — они приобретают навыки общения, учатся регулировать свою активность, фокусировать внимание, планировать свою деятельность и многое другое.

Как мотивировать ребенка к учебе

А теперь про школу. У любого, даже успешного, ученика периодически может снижаться мотивация к обучению. Причины этого могут быть разные:

    Трудность в обучении. Из-за низкого уровня развития познавательных способностей ребенок не «тянет» школьную программу. Например, не умеет концентрироваться, плохо воспринимает устную информацию.

Сложные взаимоотношения с одноклассниками или учителями. Для некоторых детей смена коллектива и основного вида деятельности, адаптация к школьному режиму дается довольно тяжело.

Личностные особенности ученика. Например, подростковая неуверенность. Все дети разные. Для кого-то даже обычный ответ у доски в силу нерешительного характера может стать настоящим испытанием.

Сложные жизненные ситуации. Это могут быть конфликты в семье, появление младшего ребенка, переезды, смена школы, трудное финансовое состояние, болезни, смерти родных.

Еще одна причина падения мотивации появилась в связи с пандемией коронавируса. Новая форма обучения, техническая и методологическая неготовность многих школ привели к тому, что некоторые современные дети не захотели учиться дистанционно, испытывая трудность в усвоении школьных предметов.

Ситуации бывают разными. Внимательный педагог обычно следит за психологическим состоянием учеников, стараясь вовремя приходить на помощь, разрешая сложные ситуации. В этом ему помогают родители и школьные психологи.

Как мотивировать ребенка к учебе

А теперь несколько советов для родителей, как мотивировать ребенка к учебе.

Подавать пример
В какой семье ребенок больше будет ориентирован на учебу и саморазвитие: в той, где любят читать, или в которой все свободное время сидят у телевизора, а из чтива предпочитают рекламные буклеты? Прежде чем ругать ребенка за отсутствие интереса к учебе, родителям стоит оглянуться на себя, свои увлечения. Можно ли настроить его на занятия, если мама и папа сами не замотивированы. А дети, как зеркало, отражают своих родителей. Поэтому лучший способ воспитания — воспитать самих себя.

Продолжать играть
Сегодня можно купить различные настольные игры, которые помогают весело и ненавязчиво приобретать необходимые для учебы навыки. «Математическое домино», «Скрэббл», «Эрудит», «Семь чудес», многие другие помогают не только развивать мышление, память, внимательность, но и тренируют полезные для школы навыки, прививают любовь к учебе.

Заинтересовать
С самого маленького возраста детям желательно демонстрировать важность обучения, его необходимость в реальной жизни. Просто решать сухие задачи или писать упражнения — это так скучно! А распланировать бюджет на праздник, придумать семейную стенгазету ко дню рождения папы, самостоятельно вырастить цветок для бабушки — прекрасный пример полезности знаний и того, как мотивировать ребенка на занятия.

Поддерживать увлечения
Чем бы ни интересовался ребенок: биографией великих людей, жизнью червей или способами изготовления клея, обязательно нужно поддерживать его интересы и верить в успех, поощрять. Быть может, эти, столь ненужные, на взгляд взрослого, увлечения, помогут в будущем найти свой путь и любимую профессию.

Хвалить
Но не захваливать. А отмечать реальные достижения и прогресс, преодоленные трудности, приложенные усилия. Можно даже ввести традицию маленьких домашних праздников с играми и весельем по результатам итоговых контрольных, четвертных и годовых оценок или придумать другие виды поощрения.

Ссылка на основную публикацию