Гиперактивный ребенок что делать родителям

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Что такое синдром гиперактивности?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6—8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

Виды СДВГ

На сегодняшний день выделяют:

  1. Гиперактивность без нарушения внимания;
  2. Нарушение внимания без гиперактивности;
  3. Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.

Гиперактивный ребенок что делать родителямПочему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

  • Наследственный фактор;
  • Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
  • Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
  • Социальный фактор.

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка. Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Советы родителям

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

Где проходит тонкая грань между шалостями и проблемами с психикой?

Вася не секунды не сидит на месте? Рассеянный пятилетка Никита уже замучил воспитателей? А вспыльчивая школьница Маша никак не может завести друзей? Вы начинаете подозревать неладное? Гиперактивный ребенок (80% из них — дошкольного возраста) нуждается в вашем понимании. Объясняем, что скрывается за такой бурной деятельностью.

Короткий ликбез. Гиперактивность у детей — расстройство неврологического происхождения, которое в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. При адекватном интеллектуальном развитии и непрерывном движении, главная характеристика — это «дефицит внимания». По данным российского психологического центра коррекции поведенческих реакций почти 20% детей в России в разной степени подвержены этому синдрому.

Основные признаки:

— моментально отвлекается и не слушает, когда ему говорят;
— болтун;
— умудряется производить шум даже в тихом действии;
— не придает значения деталям и подробностям;
— неорганизованный;
— теряет или забывает вещи;
— не заканчивает начатое;
— сложно дождаться своей очереди;
— не может долго играть в одно и то же;
— не подчиняется указаниям, бывает тяжело выполнить то, о чем его просят;
— испытывает трудности с усвоением информации, низкая успеваемость;
— не любит писать и рисовать;
— немедленно принимает решения, не задумываясь о последствиях;
— часто ведет себя высокомерно по отношению к сверстникам.

До 3—4 лет все эти пункты — лишь примета взросления. Но если эти приметы продолжают ярко проявляться и после четырех лет, то скорее всего речь идет о гиперактивности. Кроме того, не путайте это понятие с избалованностью и капризами.

Это одна из важных тем для многих родителей, которые столкнулись с гиперактивностью собственных детей. Что же делать с таким «диагнозом», и как правильно воспитывать малыша?

Прежде всего, нужно разобраться, какие причины способствуют развитию синдрома гиподинамического нарушения. Нужно ли придавать значение такому поведению малыша, что нельзя делать с гиперактивными детьми?

Что такое гиперактивный ребенок?

Этот термин означает наличие нарушений нервной системы малыша, а это говорит о том, что следует проводить незамедлительное лечение. Иногда гиперактивность проявляется сразу после рождения, нет, это не заразно, но такое состояние здоровья пагубно влияет на общее развитие ребенка.

Таким детям сложно сконцентрироваться на простых вещах, они плохо запоминают информацию, позднее начинают читать и писать, имеют определенные сложности в учебе и в общении со сверстниками.

Причины гиперактивности

Если Вашего малыша сложно усадить на одно место, он все время скачет и представляет собой неиссякаемый сгусток энергии, значит, пора задуматься, вероятнее всего у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивность.

С одной стороны это не так уж и плохо, лучше резвиться и проявлять активность, чем находиться постоянно в состоянии спокойствия. Но если такое положение приводит к возникновению множества проблем, то стоит задуматься.

Внимание! Если своевременно не обратить внимание на такое состояние, то синдром гиперактивности может проявляться и в подростковом возрасте, а в это время побороть такое нарушение будет очень сложно.

Причинами могут быть следующие факторы:

  • нездоровый образ жизни матери во время беременности;
  • сахарный диабет;
  • при нарушениях психического здоровья матери;
  • при воздействии токсических веществ на плод;
  • преждевременные роды;
  • генетическая предрасположенность.

Признаки гиперактивности ребенка

  1. Невнимательность ребенка, они легко отвлекаются, забывают уточнить детали, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, с трудом воспринимают информацию на слух, часто теряют вещи.
  2. Малыш слишком непоседливый, он постоянно находится в движении, ему «не посыле» тихие игры.
  3. Чрезмерная импульсивность, дети нетерпеливые, несдержанные, проявляют эмоции, руководствуюсь не умом, а порывом, перебивают чужие разговоры, вклиниваются бестактно в деятельность других людей.

Как лечить гиперактивность у детей?

Если говорить про медикаментозное вмешательство, то оно осуществляется путем применения ряда процедур, медикаментов, которые направлены на уменьшение синдрома. Это могут быть успокоительные препараты, различные виды психотерапии, диеты и другие методы.

  1. Стимуляторы поддерживают деятельность головного мозга, тренируют память и внимание.
  2. Стимулирующие препараты для снижения импульсивности малыша, улучшения способности концентрироваться на одном предмете, для улучшения физической координации.
  3. Диетическое питание, контроль глюкозы в организме ребенка. Увеличение количества Омега-3 жиров, употребление кисломолочных продуктов, каш и злаков, изделий из цельнозерновой муки. Мороженое лучше выбирать ванильное, которое известно своими успокаивающими действиями.

Как правильно воспитать гиперактивного малыша?

Ребенок должен знать границы своей активности, а родители могут помочь ему в этом. Нужно увеличить время контакта с раздражителями, если играет музыка, то послушать ее, проанализировать, громко играет или тихо, какая песня ему нравится больше всего, почему, и т.д.

Задача мамы и папы помочь малышу вступить в более длительный контакт там, где ребенок остановил свое внимание хотя бы на секунду. Необходимо играть с детками в тактильные игры, они помогают вернуться им к своим ощущениям. Это игра с водой, пластилином, глиной, рисование, лепка из теста и многое другое.

В активных играх гиперактивные дети неспособны контролировать свои движения, а потому нужно научить их владеть своими эмоции и телом, быть ломкими и спортивными. Можно играть в перешагивание через преграды, совмещать животный театр с догонялками, останавливаться в тот момент, когда перестанет играть музыка.

Научить малыша выбирать, какие штаны или платье мы сегодня оденем, что будем кушать, куда пойдем играть. Конечно, при этом нужно корректировать его желания, но при этом показывать, что Вы уважаете его чувств и поддерживаете его мнение.

Важно следовать ритму «активность-спокойствие-активность и снова спокойствие». У ребенка должна быть возможность выплескивать скопившеюся энергию, а потому лучше больше времени проводить на улице, на игровой площадке, где малыш будет прыгать и кувыркаться.

После этого нужно переходить к умственным задачам, делать поделки из цветной бумаги, складывать по цветам пуговицы, рисовать, лепить, мастерить домики из палочек и многое другое.

Заключение!

Важным аспектом в воспитании гиперактивных детей является позиция родителей, насколько они готовы обращать внимание на интересы малыша, общаться с ним, уделять достаточное время его развитию.

Пусть эти советы помогут Вам справиться со всевозможными трудностями в воспитании гиперактивных детей, а малыш будет хорошо учиться и легко адаптироваться в социуме!

Ссылка на основную публикацию