Открытый урок: "В.И. Даль"

Цель урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством В.И. Даля, с трудом всей его жизни – «Толковым словарем живого великорусского языка»;
  • развивать умение работать с видеоматериалами, анализировать полученные сведения;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя, чувство гордости знаменитым земляком.

Оборудование: выставка книг В.И. Даля, стенд, посвященный жизни и деятельности писателя, фильм о В.И. Дале

Ход урока:

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа с учащимися.

  1. Что вам известно о жизни и творчестве писателя? Какими профессиями он владел?
  2. Какие его произведения вам известны?
  3. Какой труд В.И. Даля можно считать трудом всей его жизни?
  4. Что вы можете рассказать об увековечивании памяти нашего земляка?

II. Формулирование темы и цели урока.

III. Мотивация обучения.

Слово учителя: 22 ноября мы, говорящие и пишущие по-русски, отмечаем 215-ю годовщину со дня рождения Владимира Ивановича Даля, российского врача, известного лексикографа и автора "Толкового словаря живого великорусского языка".

IV. Изучение нового материала.

Слово учителя: "Я любил Отчизну свою и принес ей должную мною крупицу по силам", - писал этот человек, в котором не было ни капли русской крови.

Вот кто смог бы смело начертать на своем знамени: "Язык мой - дух мой"! Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать Далю надлежащей филологической подготовки, но, оставаясь самоучкой, В. Даль стал автором таких разнообразнейших произведений, как "Сочинения Казака Луганского" (1846), брошюры "О скопческой ереси" (1844), "Былей и небылиц", составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков, написал и такие статьи: "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа", "О наречиях русского языка", "Матросские досуги" (написанные по поручению кн. Константина Николаевича в 1853), о вреде одной грамотности без просвещения, 100 очерков из русской жизни (выпущенные отдельным изданием "Картины из русского быта", 1861), "Солдатские досуги" (1861), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862) и мн. др.

Он был всеохватен, щедр и расточителен: собранные песни отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. (Напомним, что одна из написанных Далем сказок знакома каждому из нас с пеленок - это "Курочка Ряба".) Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даля - это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, словесное закрепление огромной многовековой истории живого великорусского языка, словарь этот - дело всей его жизни. Владимир Крупин в юбилейной статье к 180-летию со дня рождения В. Даля заметил: "...всегда нам в укор будет то, что одиночка Даль свершил труд, равный труду многих десятилетий иного гуманитарного института с его могучим коллективом и современными средствами науки и техники".

Сейчас мы посмотрим фильм о В.И, Дале из серии «Гении и злодеи».

После просмотра фильма мы проведем викторину.

Приготовьте черновик для составления памяток «Важные даты и события».

Просмотр фильма «Владимир Даль – Казак Луганский» из серии «Гении и злодеи».

V. Формирование умений и навыков учащихся.

Обсуждение, первые впечатления после просмотра фильма (понравился ли фильм, что больше всего поразило, узнали ли что-то новое для себя).

VI. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

Проведение викторины.

Вопросы:

  1. Сколько лет работал В.И. Даль над своим «Толковым словарем…»?
  2. С какого года В.И. Даль стал собирать и записывать слова живого народного языка? Каким было первое слово?
  3. Сколько слов включает в себя «Толковый словарь живого великорусского языка»?
  4. Каким способом расположил автор слова в словаре?
  5. Что использовал в качестве иллюстративного материала?
  6. Все известно о дружбе В.И. Даля и А.С. Пушкина. Каким словом, позаимствованным у Даля, поэт называл свой сюртук?
  7. Значение какого слова Даль не только растолковал, но и проиллюстрировал рисунками?
  8. Что написал ученый внизу на последней странице своего четырехтомного труда?
  9. Сколько изданий словаря вышло при жизни В.И. Даля?

VII. Итоги урока.

Что нового узнали на уроке о нашем знаменитом земляке?

Что нового узнали о словаре?

Вывод: мы можем гордиться нашим знаменитым земляком, изучать его произведения, обращаться к его толковому словарю.

VIII. Рефлексия.

IX. Оценивание работы учащихся.

X. Домашнее задание.

 
Яндекс.Метрика